В мире тема инвестиций в стартапы набирает год от года все большую популярность. Ведь для многих невероятно привлекательным выглядит разработать собственную бизнес-идею и представить ее миру в виде стартапа – совершенно нового проекта, для процветания которого создателям придется привлекать вложения со стороны, или инвестиции. Как именно побудить потенциального инвестора инвестировать в ваш стартап, а также что это такое простыми словами – обо всем этом вы узнаете из данного материала.
Стартап: что это такое простыми словами
Естественно, что понятие стартапа давно у всех нас слуху. Однако многие частенько путают значение термина, называя стартапом любой новый бизнес-проект, запущенный с целью увеличения заработка. Тогда как на самом деле стартап – это не просто очередной открытый проект. Стартап – это проект, предлагающий клиенту совершенно новый продукт, которого никогда ранее не было на рынке. Причем совершенно необязательно, чтобы новехонький продукт представлял сферу информационных технологий и интернета. Стартапом вполне может являться необычная идея кафе, транспортной компании и любого другого вида бизнеса. Главное – чтобы стартап предлагал потребителям что-то совершенно неизведанное и новое или же, как вариант, – полный апгрейд хорошо известного всем продукта (однако, это изменение должно быть таким, чтобы клиент получил возможность взглянуть на продукт совершенно по-новому!).
Отметим, что одним из ключевых моментов развития стартапа является привлечение в него вложений, или инвестиций, ведь без последних – никуда, если создатели проекта всерьез рассчитывают на рост своего детища. Досадно, но зачастую создатели интересных и стоящих идей оказываются не в состоянии привлечь в свой стартап стороннее финансирование – как показывают неумолимые цифры статистики, на 10-ку неудачных и не «выстреливших» проектов приходится всего 1 успешный, который сумел выжить на рынке среди множества конкурентов. А конкуренция была и есть всегда, причем не только в отношении созданных продуктов. Тысячи и тысячи новых компаний, запускающих стартапы, ежегодно пытаются добиться внимания потенциальных инвесторов с целью привлечения в свои проекты таких нужных им инвестиций (финансовых вложений)! Но, каким бы привлекательным ни был новый продукт и как бы соблазнительно его не нахваливали создатели, опытный инвестор трижды подумает, прежде чем решится на инвестицию и риск собственными деньгами. Впрочем, в мире есть «благословенное» для стартапов место, подарившее жизнь многим интересным продуктам и идеям, которые мы с вами с удовольствием используем каждый день нашей жизни!
Хочешь в топ стартапов? Иди в Стэнфорд!
Да-да, именно в известнейшей на весь мир Silicon Valley, являющейся «обителью» огромной части стартапов нашей планеты, расположен Stanford University, который оказывает большую поддержку и привлекает необходимые инвестиции во множество новых интересных проектов.
Сама история этого всемирно известного учебного заведения способствовала тому, чтобы в его стенах взращивались будущие стартаперы и вызревали головокружительные проекты. Начиная с середины 50-х гг. XX столетия земля вокруг Stanford начала «обрастать» штаб-квартирами известнейших сегодня корпораций и компаний. Поэтому, если вы хотите хоть одним глазком взглянуть на офис «поискового монстра» Google или же популярной во всем мире соцсети FB – добро пожаловать в Silicon Valley!
Согласно исследованиям авторитетных зарубежных источников, именно в Stanford вызрело рекордное число стартапов, о которых сегодня знает весь мир, и создатели которых в конечном итоге примерили на себя «скромнейшую» роль миллиардеров. Ярчайшими примерами стартапов, выросших под «крылом» у Stanford University, являются:
- Гугл – без преувеличения, поисковая система №1 во всем мире;
- FB, или Фэйсбук – крупнейшая на планете соцсеть, которую, так или иначе, использует подавляющее большинство людей по всему миру;
- Инстаграм – не сдающая своей популярности социальная сеть, ориентированная на публикацию фотографий и небольших видео (на данный момент FB и Инстаграм продолжают находиться в процессе слияния);
- Линкедин – еще одна соцсеть, которая, в отличие от упомянутых «предшественниц», в особенности интересна людям бизнеса (к примеру, управляющему звену различных компаний, создателям разнообразных проектов и т. п.);
- многие другие стартапы.
Конечно же, вызревавшие в стенах Stanford проекты не сразу превращались в готовые успешные стартапы. Но хорошо известно, что университет горячо поддерживает начинания своих талантливых учеников (а 99,9% создателей успешных стартапов, обосновавшихся затем в Silicon Valley – это выпускники Stanford University!). К тому же, сама атмосфера в Stanford как раз всячески способствует тому, чтобы разрабатывались новые идеи и проекты, превращающиеся затем в гремящие на весь мир стартапы. Не секрет, например, что среди преподавательского состава учебного заведения – Bill Gates, Peter Thiel, Sergey Brin и многие другие великие личности нашего времени. Что не может не радовать: студент, оплачивающий за обучение в Stanford порядка $63.000 в год, имеет возможность общаться с самыми блестящими умами современности, сумевшими реализовать собственные интересные стартапы! Согласитесь, что их пример не может не вдохновлять начинающего стартапера, больше всего на свете мечтающего об успехе собственного проекта! Ну а важнейшей составляющей успеха любого стартапа является привлечение в него инвестиций, поскольку без соответствующих вложений жизнь даже самого интересного проекта не сможет продлиться долго.
Вложения в стартап: как привлечь инвестиции?
Самая сильная головная боль для каждого создателя стартапа – это даже не разработка и становление своей грандиозной идеи в форме продукта, а привлечение таких нужных проекту инвестиций! Ведь даже если идея чудо, как хороша, а созданный продукт превосходит все ожидания, солидные инвесторы часто не очень-то и торопятся сделать вложение в очередной новый проект. Во-первых, связано это с тем, что многие инвесторы по старинке воспринимают стартап как некий «мыльный пузырь» (и отчасти они правы, если вспомнить о том, что среди великого многообразия стартап проектов выживают лишь только 2-3%!). Во-вторых, опытные и состоятельные инвесторы попросту не спешат делать вложение – они тщательно следят за всеми зарождающимися на рынке стартапами, знакомятся с их ключевой идеей и командами, оценивают качество продукта – и лишь затем принимают решение о выгодности данной инвестиции. Конечно, не стоит винить инвесторов в такой нерасторопности: по здравому рассуждению, ни один человек не захочет расставаться со своими деньгами, если проект выглядит «сырым» и сомнительным или существует большая вероятность, что в будущем он прогорит. С другой стороны, всегда существует обратная – золотая – сторона медали: если новый стартап, в который сделана инвестиция, действительно «выстрелит», инвестор получит солидный барыш в виде определенной доли или процентов от прибыли юной компании.
Чтобы стартап сумел произвести хорошее впечатление на потенциального инвестора и побудил его сделать инвестицию, должны быть выполнены следующие условия:
- предложенный продукт/услуга должен быть интересен и привлекателен в глазах клиента;
- кроме этого, упомянутый продукт/услуга должен нести в себе идеи инновации (это непременное условие всех, без исключения, стартап проектов!);
- любой инвестор желает, чтобы к моменту совершения финансового вложения (инвестиции) продукт/услуга уже имел свою аудиторию для продаж и мог похвастаться первыми успехами в этом направлении;
- опытные инвесторы непременно обращают внимание на команду стартап проекта перед тем, как делать вложение. По их мнению, инвестиции достоин лишь то стартап, команда которого является сплоченной и в равной степени заинтересованной в успехе проекта.
Вообще же, при привлечении финансовых вложений (инвестиций) в стартап проекты действует одно золотое правило: чем более успешен стартап, тем более привлекательным он является для инвестирования (то есть, тем большее количество людей захочет сделать в него инвестицию, обеспечив такой нужный для бизнеса приток финансов).
Но что же делать начинающим стартаперам, грезящим о масштабировании бизнеса за счет привлечения в него инвестиций? Небольшое руководство мы сгруппировали для них ниже:
- перво-наперво, не следует забывать, что «откроют только тем, кто стучится». Своеобразным примером такого «стука в дверь» является известная британская компания бритвенных принадлежностей, на заре своего проекта отправлявшая e-mail-рассылку всем без исключения потенциальным клиентам и инвесторам. Результат – увеличение клиентской базы буквально в тысячи раз и отличный приток инвестиций! Штат сотрудников вырос, стартап процветает и поныне;
- грамотную презентацию продукта также никто не отменял! Если создатели проводят промоушен товара/услуги для инвестора, блеск в глазах стартаперов и «горение» своей идеей потенциальному вкладчику заметить совсем несложно (как и их отсутствие);
- любой потенциальный инвестор перед тем, как делать инвестицию, в обязательном порядке захочет ознакомиться с бизнес-планом вашего стартапа и стратегиями его развития.
Таким образом, мы видим, что привлечь (а уж тем более, удержать) внимание инвестора – задача сложная, но выполнимая. И важнейшим условием для этого будут являться свежесть идеи, качество предлагаемого продукта и обязательная «интересность» его в глазах потенциального клиента.
Венчурный стартап: еще один вариант для инвестиции
Еще один интересный вариант по инвестициям в стартапы связан с венчурными фондами. Отличительной особенностью венчурных инвестиций в стартапы является то, что инвесторы здесь делают вложение не в какой-то один выбранный проект, а сразу же, скажем, в десяток стартапов! Расчет здесь прост: даже если 9/10 стартап проектов попросту прогорят, успешный 10-й покроет все финансовые потери от других неудачных инвестиций. Традиционно венчурные инвестиции в стартапы являются более рискованными с точки зрения вложения капитала, однако все равно находятся компании и частные лица, готовые сделать такую рискованную инвестицию. Подобно тому, как опытные банковские сотрудники советуют размещать свое вложение «в разных корзинах» (то есть, не хранить финансы в одной валюте), венчурные инвесторы предпочитают делать инвестиции в множество стартап проектов сразу.
Согласно отзывам сделавших инвестиции в стартапы «венчурным методом», от 70-ти до 80-ти процентов вложений попросту прогорают, поскольку проекты оказываются малоперспективными и не сумевшими как следует заинтересовать клиента. Однако те 20-30 процентов стартап проектов, которые все же «выстреливают», с лихвой перекрывают все убыточные инвестиции! Но следует помнить: всегда присутствует потенциальный риск, что ни один из стартапов, в которые сделана инвестиция, не «выстрелит», и вкладчик потеряет все свои вложения.
Собственно говоря, венчуры, кроме высоких рисков (и солидного заработка в случае успеха одного/нескольких стартап проектов), имеют определенные «плюшки» от законодательства – в частности, им даются такие права:
- полный карт-бланш в отношении даже самых рискованных предприятий и проектов;
- возможность оказания стартапам кредитной поддержки;
- право не «заморачиваться» вопросами о диверсификации рисков.
Вообще, практически единственное, в чем они ограничены – это в возможности вложения инвестиций в любые банковские и инвестиционные проекты, а также в сферу страхования. Учитывая, что, кроме вышеупомянутых сфер, существует огромное количество перспективных стартапов для инвестирования, вряд ли это ограничение видится слишком суровым и мешающим серьезному увеличению доходов венчуров.
К слову сказать, еще одним интересным и часто упоминающимся рядом с венчурами понятием являются так называемые «business-angels». Главное отличие венчуров от «ангельских бизнесменов» заключается в том, что первые стараются не связываться со стартапами, риски по которым очевидны, а также практически не делают инвестиций в только что зародившиеся стартапы. Тогда как angels, напротив, если уж помогают, то именно стартапам, находящимся в самом начале своего пути, при этом суммы инвестиций, которые они делают, тоже могут быть весьма внушительными.
Отметим, что и венчуры, и «ангельские бизнесмены» инвестирование в стартапы все же проводят с большой осторожностью: к примеру, если такой инвестор захочет сделать вложение, он обязательно со всей серьезностью подойдет к вопросу поиска наиболее подходящих для инвестирования стартапов. Внимание же солидных инвесторов, располагающих действительно серьезными финансовыми средствами для вложения, в первую очередь привлекут топ рейтинги лучших стартапов для инвестиций. Логично, что потенциальный российский инвестор при этом в первую очередь будет знакомиться с топ рейтингом успешных российских стартапов, американец – с американским, однако все они будут стремиться получать самую свежую информацию по проектам! Для оценки перспективности потенциального вложения прекрасно подойдет список, или рейтинг (например, топ 10) стартапов за 2020 год, после ознакомления с которым станет более-менее понятно, стоит ли в 2020-м делать инвестицию в новый стартап.
Где искать стартапы для инвестиций
Теперь мы подошли к следующей очень важной для инвестора стадии инвестирования в стартап. Поскольку любой человек, который горит желанием разместить средства с целью получения дохода в будущем, рано или поздно придет к таким размышлениям: «Если я ищу способ сделать инвестицию в стартап, чтобы хорошо заработать, мне обязательно следует найти самый перспективный проект для вложения денег». И для выполнения этой задачи потенциальному инвестору очень пригодятся специальные online площадки для инвестирования в стартапы, на которых можно найти кучу полезной информации по теме инвестиций в новые проекты. Отметим, что существуют как известные американские или израильские, так и отечественные ресурсы, предлагающие вкладчикам России самые свежие и полезные сведения по возможностям инвестиций. По сути, такие площадки являются своеобразной базой, где представлены привлекательные для инвестирования стартапы. Самые популярные площадки по инвестициям предлагают вниманию своих пользователей следующее:
- стартапам предоставляется прекрасная возможность заявить о себе, разместившись на такой «доске объявлений» на бесплатной или платной основе (зависит от ресурса по инвестициям). Тогда как потенциальные инвесторы могут присмотреть на площадке «лакомый кусочек» для инвестиций;
- зачастую на ресурсах по инвестициям в стартапы присутствует удобный фильтр, воспользовавшись которым, пользователь сможет увидеть оптимально подходящие своим запросам проекты;
- на заслуживающей доверия площадке для инвестиций всегда можно увидеть информацию об основателях стартап компании, ключевой идее, продукте, с которым компания планирует завоевание рынка, а также множество других полезных сведений;
Отметим, что даже в случае, когда вкладчик обладает минимальными средствами для вложения, инвестирование в стартапы будет для него не менее доступным, чем, скажем, для какой-нибудь компании – финансового гиганта, присматривающей для инвестиции молодой и перспективный бизнес-проект. Связано это с тем, что молодые стартаперы зачастую буквально собирают «с миру по нитке» в плане вложения финансов, поэтому охотно откликнутся на предложение вливания в проект даже совсем небольших денег.
Кроме всего вышеперечисленного, важным моментом закрепления вашей «финансовой дружбы» со стартаперами является подписание договора инвестирования в стартап. В этом документе обязательно должны быть прописаны абсолютно все условия по инвестированию в выбранный стартап: оговорены обязанности сторон по отношению друг к другу; указано, как в процентном соотношении будут разделены будущие доходы (возможно, вкладчик просто получит в будущем какую-то оговоренную сумму вместо процента) и т. д. В договоре также обязательно должны присутствовать подписи уполномоченных лиц, а кроме этого, в обязательном порядке, – еще и печать со стороны стартап компании.
Вывод по инвестициям в стартапы
Подводя логический итог по инвестициям в стартапы, мы можем выделить в виде тезисов несколько важных моментов по этой теме:
- стартап может являться очень современным и при этом довольно перспективным путем развития для молодой компании, стремящейся построить свой бизнес на предложении клиенту абсолютно нового продукта или услуги (при этом крайне важно, чтобы они действительно являлись востребованными и могли удовлетворить потребительский спрос);
- startup – это действительно интересный вариант для инвестиций, однако будущий вкладчик должен четко понимать, что риск потери денег при таких вложениях чрезвычайно велик, ведь из огромного многообразия стартапов «выстреливают», а тем более, остаются на рынке надолго лишь единицы;
- всем без исключения стартаперам хочется напомнить о том, что какой бы блестящей не была их изначальная идея, а неправильная ее реализация в совокупности с недостаточными исследованиями рынка могут запросто угробить даже самый перспективный продукт;
- не менее важным является и соблюдение стартаперами определенных этапов в производстве и презентации своего продукта (так называемых раундов), способных привлечь инвестирование в стартап со стороны и тем самым обеспечить конечное процветание проекта. Примерами таких раундов может являться разработка и запуск в тест-группу ограниченной версии продукта (с минимальным набором характеристик), сбор впечатлений и замечаний по нему у участников группы, дальнейшая доработка товара/услуги и, как итог, – выпуск более расширенной версии с учетом всех клиентских пожеланий. Отметим, что перед конечным «запуском в массы» продукт не единожды дорабатывается, и участникам тест-группы предлагается для изучения, как минимум, несколько его поэтапных версий.
Таким образом, мы видим, что стартап с хорошей идеей, качественным и привлекательным для клиента продуктом, а также с искренним желанием команды «обскакать» как можно больше конкурентов, будет всегда интересен для человека, желающего разместить свою инвестицию максимально перспективно и выгодно.
#forex #форекс #трейдинг #инвестирование #торговля на форекс #дополнительный доход #заработок в интернете #торговля на бирже #дополнительный заработок #forumforex