Yellow Cab Company — старейший таксопарк в Северной Америке, появившийся в 1915 году. Именно эти парни сделали жёлтые машины отличительным знаком такси. А ещё бизнес Yellow Cab проходил в соответствии с законами времени: например, иногда противостояние с конкурентами переходило в уличные перестрелки.
Первые светофоры — из Чикаго
«Представьте, каким сейчас было бы движение на "Мичиган Авеню", одной из главных улиц Чикаго, если бы мы не установили там светофоры».
Эту цитату Роберта Э.Самюэлса, президента Yellow Cab Company, приводит газета Chicago Tribune 22 марта 1965 года, когда компания отметила свое 50-летие.
Первую систему автоматических светофоров, переключающихся без участия человека, разработали именно в Чикаго.
Она стала первопроходцем в использовании автоматических дворников, диспетчерской радиосистемы, воздушных шин и ремней безопасности для пассажиров на территории США.
В 1905 году Уолден Шоу и Джон Герц стали партнерами в агентстве по продаже автомобилей. Там они заработали свой первый капитал и в 1907 году зарегистрировали компанию, которая приобрела несколько автомобилей. Их перекрасили в желтый цвет и оборудовали таксометрами.
В 1915 году Шоу и Герц создали компанию Yellow Cab Manufacturing, чтобы произвести собственную модель такси. Так была создана Model J.
Они переоборудовали около 40 автомобилей, которые отправились по улицам Чикаго. К 1925 году в таксопарке Yellow Cab Company было 2700 автомобилей.
Придумали красить такси в жёлтый
Особый цвет такси был выбран не случайно. Герц пришел к этой идее, прочитав исследование университета Чикаго, где описывалось, что желтый цвет — наиболее заметный глазу с большой дистанции.
Выбор единого стиля автомобилей позволил клиентам отличать официальные таксопарки от индивидуальных водителей.
Правда, не все были этому рады. В сентябре 1915 году в редакцию чикагской газеты The Day Book поступило письмо от таксиста, который пожаловался, что теперь водители не имеют право красить свои личные машины в желтый цвет.
«Это не свободная страна. Я просто хочу, чтобы американские граждане знали, какую справедливость мы получаем», – написал он в своем обращении.
Yellow Cab успешно использовал проблемы с городскими парковками, призывая горожан вызвать такси вместо того, чтобы искать место, где можно без последствий оставить свой личный автомобиль.
В 1916 году цена поездки составляла 25 центов за первые полмили (800 метров), затем – 10 центов за каждую милю (1,5 километра). Затем стоимость мили менялась в зависимости от состояния национальной экономики. В 20-х она повысилась до 45 центов, а во времена Великой депрессии опустилась до 20 центов.
Конкуренты и уличные битвы водителей
К середине 1920 года большинство конкурентов Yellow Cab прекратили свое существование. Герц скупал другие компании, работающие в регионе, выкупал акции и разорял другие фирмы. Также он создал франшизу. Благодаря этому Yellow Cab вскоре контролировала значительную долю рынка такси в Чикаго, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других крупных городах.
Осталась лишь одна компания, которая продолжала создавать конкуренцию. Checker Cab Company – небольшая фирма, основанная в 1919 году Фрэнком Дилджером, бывшим таксистом.
Checker Cab стала ассоциацией независимых водителей, работающих под единой ливреей. Их можно было узнать по зелено-бежевому кузову и логотипу с двумя гоночными флагами. Впоследствии он перешел в шашечный орнамент.
Герц предложил поправку к постановлению о такси, которую одобрил мэр Чикаго Уильям Томпсон. Согласно новым правилам, водителям такси нужно было получить специальное разрешение от мэрии на использование городских стоянок. В Yellow Cab такое разрешение выдавалось почти моментально, а многие водители Checker Cab остались без основного источника финансирования.
Читать: Почему такси связано с «шашечками». Это идея русского иммигранта в США
27 июля 1920 году на страницах газеты Associated Press Chicago вышла такая заметка:
«Сегодня утром в западной части Чикаго разгорелась битва между двумя таксопарками. Машины маневрировали, следуя лучшим стратегиям танковой войны, водители обменивались сотнями выстрелов».
Газета продолжает: «Все началось кулачным боем: два водителя соперничающих компаний подрались, в противостояние чуть позже ввязались и их коллеги. Затем шеренги желтых кэбов промчались мимо главного офиса Checker Cab, расстреляв его стены. Раздались ответные выстрелы. Водители такси вели многочисленные индивидуальные сражения, мчась друг за другом и обстреливая машины с близкого расстояния».
9 июня 1921 года чикагская газета Chicago Tribune сообщила об убийстве водителя Yellow Cab. Его застрелили в ходе масштабной ночной перепалки представителей двух компаний. Той же ночью в других частях города пули задели нескольких пассажиров.
Последствия «войны» и объединение компаний
В 1925 году Герц продал свою компанию по производству автомобилей Yellow Cab Manufacturing представителям General Motors. А в 1929 уступил свою долю в таксопарке Yellow Cab Моррису Маркину, владельцу Checker Cab Manufacturing на тот момент.
Герц принял такое решение после взрыва бомбы, брошенной в его частный дом. В результате пожара пострадала конюшня стоимость около 200 тысяч долларов, сгорели 11 породистых лошадей.
Маркин сохранял контроль над Yellow Cab в течение нескольких десятилетий. К 60-м годам в активе компании было около 3000 сотрудников и 16 миллионов долларов годовой выручки. Тогда же он принял решение объединить две когда-то конкурирующие структуры – Yellow Cab и Checker Motors.
В 90-х компания Yellow Cab несколько раз переходила от одного владельца к другому и даже прекращала свою юридическую деятельность. В конечном счете она разделилась на несколько крупных компаний по всей Северной Америке, которые сохранили историческое название Yellow Cab.
Больше полезных и интересных постов в канале Для водителей – подписывайтесь!
🚕 Такси-лимузин и машина для Сталина. Самые дорогие советские автомобили
🚜 Самые необычные шины: покрышка за $600 тысяч и шина для БелАЗа, размером со слона