Возвращались мы с отдыха в Анапе, ехали на поезде в купе, с нами дети 10 и 3 лет . В поезде с детьми непросто. Для меня важно было не создавать неудобства другим пассажирам. И поэтому постоянно присутствовало одёргивание детей: "не шумите...", "не лезьте...", "не трогайте..." и т.д.
Через 3 купе от нас ехала семья: мама, бабушка и двое детей, примерно, 3 и 5 лет. Уже через часа два весь вагон знал, что бабушка педагог с большим стажем и с великими заслугами. Узнали мы это невольно и довольно навязчиво, так как, бабушка в общем проходе вагона громко рассказывала про свой педагогический опыт всем, кто оказывался рядом с ней, но, учитывая, профессиональную чёткость и громкость голоса, слышали все.
Мама деток не рассказывала о себе ничего, но громко воспитывала своих детей, возможно сознательно используя педагогический опыт бабушки на практике. Она очень громко и даже демонстративно запрещала детям дотрагиваться до чего-либо в вагоне, потому-что "здесь всё грязно, разные люди это всё трогают". Следует сказать, что это происходило в 2018 году и даже слово "пандемия" нам ещё было не знакомо.
Так вот, мама демонстрировала свою брезгливость, но при этом через весь вагон проносила горшки со всем содержимым, ведь в туалет она детям не разрешала ходить, всё делали в купе. Как пахнут их дети чувствовал весь вагон, и даже те, кто в данный момент был занят едой.
А как с этим управлялись мы? Мы брали детский горшок и вели младшего в туалет, где всё и происходило. Трудный момент был - это подготовка нашего младшего ко сну. Когда затихал весь вагон, то стук колёс был особенно слышен. Наш ребёнок каждый вечер задавал вопрос "А колёса не отвалятся?", и сопутствующий вопрос: "А если колёса отвалятся, у дяденьки есть запасные?". Мы понимали, что присутствуют детские страхи и успокаивали, как могли.
А что же в купе заслуженных педагогов? Первая ночь прошла более или менее тихо, если не считать громкой фазы воспитания перед сном. А вот вторая ночь далась непросто всему вагону. Среди ночи детки проснулись, я думаю, чего-то испугавшись. Проснулись и стали плакать в два голоса. Надо полагать, что педагогические принципы не позволяли успокоить и приласкать испуганных детей. Две "умные" женщины стали кричать на двоих маленьких испуганных детей, от чего дети ещё сильнее стали реветь и были близки к истерике.
Дамы-педагоги приняли такое решение: они закрыли детей в купе (сдаётся мне, что свет в купе они выключили), вышли в вагонный проход и стали безмятежно (так казалось со стороны) смотреть на пролетающий ночной пейзаж. Дети в купе визжали и захлёбывались в истерике. Наверное, им было страшно.
К дамочкам-педагогам обратились пассажиры, а потом и проводник. Ответ был примерно такой: "не мешайте педагогическому процессу, это наши дети, не лезьте ...". В какой-то момент дамы-педагоги или что-то поняли, или самим надоело и захотелось спать, но они зашли в купе. Наверное, включили свет, но детки сразу успокоились. Я думаю, что после испытанного ужаса они были счастливы. Результат педагогического процесса, наконец-то, устроил всех. Это процесс продолжался минут 20, можно сказать, что не долго, но только не для испуганных детей. И для нас это тоже было то ещё испытание: боялись, чтобы наш младший не проснулся и не присоединился. Да и сон уже был потерян.
Я подумала, что трудно противостоять педагогическому процессу, если за это берутся профессионалы. Но детей стало жалко. Может, надо было активнее противостоять этим профессионалам? Или я не права? Или это совсем не наше дело и мы не имеем право совать нос в процесс воспитания не своих детей?