Смерть — за гранью понимания человека. Что происходит, когда человек умирает? Что он чувствует? Остается ли что-то после его смерти? Об этой теме человечество размышляло долгие века, художники тоже сделали свой вклад, чтобы ответить на этот вопрос.
Смерть Христа — начало искусства
Распятие Христа, его смерть и воскресение являются если не каноничными, то уж точно самыми частыми сюжетами, которые можно встретить на картинах (или иконах). Эта драматичная, полная философии сцена стала ключевой не только для верующих, но и для художников.
Одним из постулатов христианства является то, что тело тленно, а душа нет. Существует ад и рай. Тот попадет в рай, чья душа чиста. Не важно, как богат и знаменит был при жизни, все определяется степень твоей добродетели. Все предельно просто. Воплощение этих идей можно найти в искусстве.
Vanitas. Тщета жизни
«Ванитас» - тип натюрморта. Подроднее о нем читайте здесь.
В этом жанре отразилась идея христианства о тщетности земной жизни и о том, что человек смертен.
Отличительной чертой этого типа натюрморта является череп — символ смерти. Также на картинах могут присутствовать символы скоротечности времени: увядшие цветы, мыльные пузыри, часы и т. д.
«Пляски смерти»
Отмотаем немного назад и поговорим о Средневековье. Страшнейшая эпидемия чумы, бушевавшая тогда, придает больше мистицизма и мрачности этому времени.
Mortis Saltatio (Пляска смерти) — аллегорический жанр живописи, где Смерть символически изображалась в виде скелета. Смерть в этих произведениях ведет людей к могиле. Каких людей и к чьей могиле?
Чума не щадила никого. А смертей было крайне много. Это сильно повлияло на сознание людей того времени. Смерть воспринималась, как что-то, в чем все равны. Поэтому на картинах она вела к кончине и представителей духовенства, и солдат, и знать, и крестьян — Смерть не делает исключений ни для кого.
Смерть — страдания, страдания и еще раз страдания
Возвращаясь к смерти Иисуса, нужно сказать о том, что его смерть воспринималась как символ преданности вере, милосердия, самоотверженности, любви к людям. Поэтому на большинстве произведений единственными признаками смерти Христа являются бледность, закрытые глаза и отверстия от гвоздей. Исключением (самым известным) является картина Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос». Она так потрясла зрителя, что считалась даже еретической.
Христос изображен так реалистично, как никто не осмеливался писать его ранее. На трупе видны признаки разложения, тело ссохлось, приобрело странный оттенок. Видно, что изображенный на картине перенес мученическую смерть: видны почерневшие раны, следы от побоев. Мало кто еще отважился изобразить Христа в таком виде.
Смерть человека — смерть эпохи
Часто можно увидеть смерть знаменитого героя: государственного или научного деятеля, например. В таких картинах много символизма и философии.
Самыми яркими предметами можно назвать смерть Сократа и смерть Марата. Марат — видный государственный деятель, можно сказать, символ Великой Французской революции. Его смерть означала ее упадок, даже конец. Сократ — символ честности и мудрости. То, что его объявляют еретиком и приговаривают к смерти от яда, может многое сказать о государстве. Большее внимание вызывает только то, как к этому относится сам Сократ: с величием, смирением.
Прерафаэлиты и символисты
Прерафаэлита поставили искусство с ног на голову, о чем вы можете подобнее прочитать здесь. Не стали они и исключением в суждении о смерти.
Смерть в понятии прерафаэлитов — то, что возвышает человека, приближает его к идеалу. Земная жизнь слишком пошлая для героя, своим он может стать только «наверху». Смерть преображает человека духовно, перерождаются и те, кто со Смертью сталкивается.
Символисты трепетно относились к Смерти. Мир для них — то, что невозможно познать. Человеческий ум слишком примитивен, для того, чтобы понять истину. Поэтому Смерть — один из символов познания. Она представляет собой перерождение, переход на новый духовный уровень.
Ужасы XX века
Множество войн изменило взгляд человека на смерть. Это уже не мистический обряд, приближенный к волшебству, а мрачная, душераздирающая современность. Смерть все еще остается символом. Но уже не метафорой перехода из одного мира в другой, а мерилом человеческих зверств и жестокостей.
Если вам было интересно, подписывайтесь на канал, чтобы было удобнее следить за публикациями. Заходите сюда! Статьи разделены на рубрики и темы, чтобы можно было легче ориентироваться.