Найти тему
От ума/Без ума

Смерть как символ в искусстве

Смерть — за гранью понимания человека. Что происходит, когда человек умирает? Что он чувствует? Остается ли что-то после его смерти? Об этой теме человечество размышляло долгие века, художники тоже сделали свой вклад, чтобы ответить на этот вопрос.

Ханс  Бальдунг "Три возраста женщины и смерть"
Ханс Бальдунг "Три возраста женщины и смерть"

Смерть Христа — начало искусства

Распятие Христа, его смерть и воскресение являются если не каноничными, то уж точно самыми частыми сюжетами, которые можно встретить на картинах (или иконах). Эта драматичная, полная философии сцена стала ключевой не только для верующих, но и для художников.

"Снятие с креста" Рубенс
"Снятие с креста" Рубенс

Одним из постулатов христианства является то, что тело тленно, а душа нет. Существует ад и рай. Тот попадет в рай, чья душа чиста. Не важно, как богат и знаменит был при жизни, все определяется степень твоей добродетели. Все предельно просто. Воплощение этих идей можно найти в искусстве.

Vanitas. Тщета жизни

«Ванитас» - тип натюрморта. Подроднее о нем читайте здесь.

В этом жанре отразилась идея христианства о тщетности земной жизни и о том, что человек смертен.

Филипп де Шампань, 2-я пол. XVII в.
Филипп де Шампань, 2-я пол. XVII в.

Отличительной чертой этого типа натюрморта является череп — символ смерти. Также на картинах могут присутствовать символы скоротечности времени: увядшие цветы, мыльные пузыри, часы и т. д.

«Пляски смерти»

Пляска смерти Михаэль Вольгемут, 1493
Пляска смерти Михаэль Вольгемут, 1493

Отмотаем немного назад и поговорим о Средневековье. Страшнейшая эпидемия чумы, бушевавшая тогда, придает больше мистицизма и мрачности этому времени.

Mortis Saltatio (Пляска смерти) — аллегорический жанр живописи, где Смерть символически изображалась в виде скелета. Смерть в этих произведениях ведет людей к могиле. Каких людей и к чьей могиле?

В 1524—1526 годах Гольбейн Младший исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 году)
В 1524—1526 годах Гольбейн Младший исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 году)

Чума не щадила никого. А смертей было крайне много. Это сильно повлияло на сознание людей того времени. Смерть воспринималась, как что-то, в чем все равны. Поэтому на картинах она вела к кончине и представителей духовенства, и солдат, и знать, и крестьян — Смерть не делает исключений ни для кого.

Триумф смерти» – картина Питера Брейгеля Старшего, написанная в период с 1561 по 1563 год
Триумф смерти» – картина Питера Брейгеля Старшего, написанная в период с 1561 по 1563 год

Смерть — страдания, страдания и еще раз страдания

Возвращаясь к смерти Иисуса, нужно сказать о том, что его смерть воспринималась как символ преданности вере, милосердия, самоотверженности, любви к людям. Поэтому на большинстве произведений единственными признаками смерти Христа являются бледность, закрытые глаза и отверстия от гвоздей. Исключением (самым известным) является картина Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос». Она так потрясла зрителя, что считалась даже еретической.

Ганс Гольбейн "Мертвый Христос в гробу"
Ганс Гольбейн "Мертвый Христос в гробу"

Христос изображен так реалистично, как никто не осмеливался писать его ранее. На трупе видны признаки разложения, тело ссохлось, приобрело странный оттенок. Видно, что изображенный на картине перенес мученическую смерть: видны почерневшие раны, следы от побоев. Мало кто еще отважился изобразить Христа в таком виде.

Андреа Мантенья " Мертвый Христос'
Андреа Мантенья " Мертвый Христос'

Смерть человека — смерть эпохи

Ганс Макарт — Смерть Клеопатры, 1875
Ганс Макарт — Смерть Клеопатры, 1875

Часто можно увидеть смерть знаменитого героя: государственного или научного деятеля, например. В таких картинах много символизма и философии.

"Смерть Марата"  Жак Луи Давид
"Смерть Марата" Жак Луи Давид

Самыми яркими предметами можно назвать смерть Сократа и смерть Марата. Марат — видный государственный деятель, можно сказать, символ Великой Французской революции. Его смерть означала ее упадок, даже конец. Сократ — символ честности и мудрости. То, что его объявляют еретиком и приговаривают к смерти от яда, может многое сказать о государстве. Большее внимание вызывает только то, как к этому относится сам Сократ: с величием, смирением.

"Смерть Сократа" Жак Луи Давид
"Смерть Сократа" Жак Луи Давид

Прерафаэлиты и символисты

Прерафаэлита поставили искусство с ног на голову, о чем вы можете подобнее прочитать здесь. Не стали они и исключением в суждении о смерти.

" Beata Beatrix" Данте Габриэль Россетти
" Beata Beatrix" Данте Габриэль Россетти

Смерть в понятии прерафаэлитов — то, что возвышает человека, приближает его к идеалу. Земная жизнь слишком пошлая для героя, своим он может стать только «наверху». Смерть преображает человека духовно, перерождаются и те, кто со Смертью сталкивается.

Густав Климт "Смерть и жизнь"
Густав Климт "Смерть и жизнь"

Символисты трепетно относились к Смерти. Мир для них — то, что невозможно познать. Человеческий ум слишком примитивен, для того, чтобы понять истину. Поэтому Смерть — один из символов познания. Она представляет собой перерождение, переход на новый духовный уровень.

К. Сомов "Арлекин и смерть"
К. Сомов "Арлекин и смерть"

Ужасы XX века

Множество войн изменило взгляд человека на смерть. Это уже не мистический обряд, приближенный к волшебству, а мрачная, душераздирающая современность. Смерть все еще остается символом. Но уже не метафорой перехода из одного мира в другой, а мерилом человеческих зверств и жестокостей.

Пикассо "Герника"
Пикассо "Герника"

Если вам было интересно, подписывайтесь на канал, чтобы было удобнее следить за публикациями. Заходите сюда! Статьи разделены на рубрики и темы, чтобы можно было легче ориентироваться.