Иллюстрация борьбы с гормональным фоном
Период абсолютного доминирования религии в живописи создал несколько любопытных стереотипных тем. Благовещение мы разбирали полтора года назад здесь. Сегодня следующая забавная тема "Искушение святого Антония".
С эволюционной точки зрения религия есть имитация мечты о беспроблемной жизни. Когда у массы сапиенсов нет возможности достичь эволюционно обусловленных целей существования сейчас, в течение своей жизни, его воображение рисует ему мечту о месте, в котором все наконец сбудется. То есть мечту о рае. Концепцию рая разрабатывают религии, они же и устанавливают критерии отбора тех, кто рая достоин.
Практика жизни нам говорит, что ничего не дается без усилий. В соответствие с этим религии в свою очередь устанавливают правила, которым необходимо следовать и формулируют препятствия, которые следует преодолеть чтобы получить в финале доступ к мечте. Такие препятствия всегда и во всех религиях являются очень сложными. Чтобы сапиенс в отчаянии не махнул рукой на трудную религиозную концепцию, религии предоставляют ему эталонные примеры из прошлого в виде тех, кто все-таки смог победить все трудности невзирая на. Сапиенс проникается доминантностью образцов, своим ничтожеством и покорно следует куда сказано.
Народ нуждается в героях и не может жить без начальников. Религии в соответствие с ожиданиями народа выстраивают целую иерархию начальства и параллельно выстраивают иерархию героического начальства. Появляются архангелы, ангелы, святые, праведники, подвижники и прочее и тому подобное. Возникает иерархия образцовых сапиенсов с разной степенью приближения к самому верхнему Доминанту, к Богу, то есть к тому кто решает пустить в рай или не пустить. Чтобы сделать карьеру и попасть в эту иерархию следует совершить нечто необычайное, недоступное обычному человеку, или в терминах религии совершить "подвиг".
Среди большого разнообразия "подвигов" встречаются достаточно забавные. Рассмотрим очень специфический случай с Антонием. Антоний известен тем, что упорно всю жизнь боролся со своим гормональным фоном. Прожил до 105 лет и уверяют, что-таки победил его.
Антоний был персонажем с отличным потенциалом для совершения предстоящего ему выдающегося подвига. Говорят, что он отличался отменным здоровьем и хорошим крепким организмом. К сожалению природа редко одаряет сапиенса со всех сторон. Обычно совершенство сапиенса подобно флюсу, очень одностороннее. Вот и Антонию не повезло. Здоровье было отменное, а содержание головы - увы. Выразилось все это в том, что он вдруг решил бороться с тем что Бог дал ему от рождения. Уединившись со своей решимостью тет-а-тет, Антоний предался процессу преодоления влечениям плоти. Говорят, очень похудел. В дальнейшем история его героических усилий стала известной и ее широко иллюстрировали.
Тема искушений Антония стала стандартной в живописи. Стандартные сюжеты интересны тем, что изъезжены вдоль и поперек, а потому перед художниками всякий раз встает трудная задача: как написать то, что уже писано 100 раз, чтобы ну хоть как-то выделиться. Художники по своей природе жаждут выпендриваться (pendere, ит. = свисать, вывешиваться напоказ), поэтому не желают повторять за другими, а желают оригинальничать. Вследствие такого понятного желания возникают прелюбопытнейшие интерпретации процесса борьбы Антония со своими гормонами.
Художников, изображавших Антония, я делю на четыре категории по уровню реализованной ими эстетики.
Уровень 1
Первая группа художников воплотила в своих работах эстетику разума - высшую из возможных для сапиенса эстетик. О уровнях эстетики смотри здесь. Эти художники использовали формальный сюжет для того, чтобы высказаться на заданную тему самим. Смотрим.
Иероним Босх.
Все было напрасно
Первой будет работа Иеронима Босха. Босх уникален в самом лучшем смысле этого слова. Его техника виртуозна, фантазия безгранична, а ум внимателен и саркастичен.
Восхитительная реализация сюжета. Обратите внимание на выражение лица Антония. На лице его блуждает слабая улыбка. Его искушения в прошлом, искушалка уже не работает, но как же ему было хорошо когда-то. Вспоминает. А ведь уже ничего не вернуть, остается только вспоминать, а может быть помечтать, а? Боролся полжизни с собственным гормональным фоном, а толку никакого. Постарел, фон простился и удалился и теперь можно спокойно вспоминать. Столько усилий да на хорошее бы дело.
Кстати, обратите внимание на то, что в руках его толстая книга. Чтение конечно не подавит действие гормонов, но временно отвлечь вполне может. Особенно полезно в таком случае не просто читать, а думать над прочитанным. Это может отвлечь еще больше. Антоний у Босха хоть и держит книгу в руках, а думает он не о книге. И это очень точно! Босх великолепен.
Обращаем внимание на аккуратную палочку в руке страдальца, на отличные ткани его одежды, аккуратную обувь. Каким словом можно охарактеризовать здорового мужика, которого одевают, обувают, кормят другие люди, печатают ему книги, обеспечивают посудой, скатертями, мебелью, а он всю жизнь делает только то, что борется со своими гормонами? Я бы характеризовал этого Антония как паразита.
Этот образ Антония есть сарказм высказанный Босхом относительно Антония и его бесполезно потраченной жизни.
У Босха имеются еще несколько задумчивых вариантов Антония, но именно этот наиболее выразителен по оттенку задумчивости.
Леонардо.
"До умопомрачения".
Леонардо отличался умом и сообразительностью. Он был внимателен, любопытен до истин и крайне наблюдателен. Его записи более чем полезно прочитать любому сапиенсу, интересующемуся живописью.
Здесь Леонардо написал не Антония, а Иеронима. Но и этот персонаж показан в том же как и Антоний занятии, а именно в преодолении искушений. Смотрим что думал и изобразил Леонардо по этому занимательному поводу.
Показан очередной сапиенс в состоянии исступленной борьбы со своим здоровым организмом. Большие успехи налицо: безумные глаза, общая исхудалость отличного некогда тела. Мускулистый, большой, настоящий красавец довел себя до безумия борьбой с тем, чем наградила его природа и наследственность. В правой руке камень, которым надо полагать он продолжает бить себя по организму. Если выражаться в контексте религии, то так: Бог ему подарил отличное здоровье и тело, а неблагодарный сапиенс решил это тело и свое здоровье вопреки Богу методически уничтожать во имя Бога же. Нда.
В отличие от персонажа Босха этот парень не паразитирует на человечестве. Во всяком случае одет он в рванье и предметов цивилизации около него не видать.
Любопытно выражение глаз. Это глаза фанатика. "Я бью себя, бью, а организм все требует и требует". Беда с этими великолепными от природы организмами. Ну никак не довести их до изнеможения. Подсказать бы Иерониму, что бить надо себя не по организму, а по голове. Так быстрее все пройдет. Но это дело далекого прошлого и подсказать уже некому.
Напротив лежит лев раскрыв от изумления пасть. Нормальному льву такое видеть еще не приходилось.
Отличная работа. Леонардо изобразил реалистичный сюжет. Именно так все вполне могло быть. Фанатизм приводит к вырождению ума. Но как это совместить с тем, что Иероним перевел Библию на латинский язык? Перевод - это достаточно интеллектуальная работа и она требует ясного ума. На переводчика он не похож. Очевидно, что Леонардо ограничился изображением фанатизма, а не делал обобщенный образ Иеронима.
К сожалению больше работ, которые можно было бы отнести к эстетике разума я не обнаружил.
Уровень 2
Следующие работы являются примером эстетики млекопитающего. Эти работы представляют собой качественные иллюстрации темы, но не содержат суждения художника относительно темы.
Доллман
Невозможно устоять.
Отличная иллюстрация идеи искушения. Справа имеем животных, в частности обезьян. Бонобо, как известно, все свои проблемы решают одинаково, путем совокупления всех со всеми и в этом смысле обезьяны здесь символичны. Среди животных Доллман разместил великолепную даму, приравняв ее к обезьянам и волкам. Вот наглец! Слева стоит на коленях Антоний рефлекторно прикрывши руками место, видимо непрерывно инициируемое искушением. Антоний показан малохольным, нерешительным и вполне неспособным на. Получилось все очень реалистично. Тут на самом деле есть с чем побороться. Вот только волки с обезьянами мешают чистоте эксперимента.
Автор тут остается в границах реалистичной иллюстрации заданной темы, которую он воплотил почти идеально.
Луис
Мама!
Тема реализована идеологически в точности как и в предыдущем примере. Две дамы готовые на все искушения сразу и молодой человек еще способный на все. Обратите внимание как Антоний жахнул деревянным крестом о камень, даже крест сломал! Сопротивляется. Представляю себе окончание сцены: дамочки, прямо характеризуя Антония соответствующими ситуации словесными определениями, уходят ни с чем.
Реалистичная иллюстрация темы.
Дали
No pasarán!
Дали хотя и был фокусником, но очень талантливым. Здесь он, фокусничая по своему обыкновению, тем не менее отлично изобразил мощное и непреклонное стремление и достаточную энергию Антония победить любые искушения. Хорошая работа.
Уровень 3
Следующий уровень иллюстраций темы характерен пониженным интеллектом художников. Иллюстрации остаются реалистичными, но слишком прямолинейными. Возможно, что кое-где присутствует и юмор.
Коринт
В атаку на Антония!
Здесь дамочек очевидно подговорили с тем, чтобы они энергично атаковали седенького, старенького дедулю. Не, ну это форменное издевательство над несчастным. Ему уж лет 20 как ничего не надо, а тут такое! Я полон сочувствия. С таким коллективом при всем желании и с полным набором гормонов, не справиться даже Гераклу, а тут...Нда. А у самой милой дамочки в левой руке логотип Apple! Забавно.
Что это, юмор или глупость художника? Я склоняюсь ко второму как к статистически более правдоподобному случаю.
Деларош
Не мытьем так катаньем!
Еще раз: "В атаку на Антония!". Не так агрессивно, а более женственно, немного по-французски. Энергии у атакующих поменьше, чем в предыдущем варианте. Эти отстанут от Антония скорее и ругаться не станут.
Де Кок
Опоздали, солнышки!
Здесь все ясно. Девушки опоздали. Антонию уже давно не до девиц. Де Кок видимо сам был в прострации. Нарисовать глубокого старика и фертильных девиц одновременно можно только отключив собственный мозг. Им обоим нет друг до друга никакого дела.
Уровень 4
Сверхоригиналы. художники, чья доминантность значительно превосходит умственные способности, а потому результат от такой комбинации получается иногда восхитительный. Смотрим.
Ривера
Что это у него за корешки?
Ну, догадайтесь кто из них Антоний! И что это за корешки у среднего персонажа в обе стороны? Тяжелый случай оригинальности.
Веронезе
Будешь, гад делать что сказано?
Паоло Веронезе превзошел самого себя. Прямо допрос в гестапо. Ну какое тут искушение, когда и выжить уже шансов нет никаких!
Сальватор Роза
О, господи, что это?
Спаси и сохрани! И это женщина?!! Обратите внимание, как Антоний рефлекторно прикрыл левой ножкой то на что эта "женщина" покушается! На лицо имеем иллюстрацию предстоящего изнасилования Антония в самой извращенной форме, не меньше! Откусят, чесслово.. Жалко Антония.
Большой оригинал этот испанец Роза!
И наконец последняя и также оригинальнейшая трактовка.
Шаров
У меня обед!
Это что-то с чем-то. Сидит бизнесмен в костюме, дымит трубочкой. Читает газету. Вид у него такой: сколько можно ко мне приставать! У меня обеденный перерыв. Дайте человеку спокойно газетку почитать полчаса!
Все, что изображено вокруг бизнесмена извлечено из головы самого товарища Шарова. У него, видимо, много чего еще такого же у головушке осталось...
Резюме
Если бы не было религий и художников, их следовало бы придумать непременно.
Надеюсь, что и вам понравилось.
До встречи!