Найти тему
Ольга Межнякова

Байки про неустойчивый тип акцентуации характера. № 2. Из цикла "байки хироманта".

В конце 80-х я два года работала в ПТУ, где обучали профессиям "продавец продовольственных товаров, кассир". Преподавала биологию и химию. Контингент детей там был очень сложный, подростки с 14 до 18 лет. Большая часть - слабо успевающие в школе, были и ученики из детского дома.

Продавец. Яндекс.Дзен
Продавец. Яндекс.Дзен

После работы в обычной средней школы обстановка в ПТУ того времени в первые дни у меня вызвала удивление на грани шока.

Каждый день начинался с... общей линейки. Всех учащихся выстраивали в коридоре, давали короткие напутствия и информацию. Затем каждую группу вёл в класс мастер производственного обучения - как под конвоем. А коридор сразу после этого начинали убирать, после 5-10 минут линейки он весь мгновенно оказывался замусоренным фантиками, шелухой семечек, бумажками.

Входные двери училища сразу закрывались, у входа садились для контроля два мастера. Никаких охранников тогда в учебных заведениях в помине не было. Мне объяснили , что без такого режима закрытых дверей половина учащихся просто разбегутся из училища после первого-второго урока!

Торговое училище. Старое фото. Твиттер.
Торговое училище. Старое фото. Твиттер.

Психологию я изучала в институте и много читала сама дополнительно. Я поняла, что среди учащихся этого ПТУ много подростков с неустойчивым типом характера - они не усидчивые, "не домашнего" характера, любят бродить по улицам и развлекаться. К ним будто липнет всё плохое.

А руки читать я уже и тогда умела. В ладони я им конечно не заглядывала, но и со стороны видела обилие элементарных ("пустых") рук с широкими холмами Венеры, со знаками проблем в характере и в типе мышления.

Широкий холм Венеры, островная (цепеобразная) линия ума Фото руки из свободных источников. otvet.mail.ru
Широкий холм Венеры, островная (цепеобразная) линия ума Фото руки из свободных источников. otvet.mail.ru

Практически в каждом классе школ есть такие ученики, но здесь они были в массе - слабо успевающие после девятого класса .

Первый урок. Я начинаю рассказывать, но меня никто не слушает. Что такое? Кто спокойно ест, кто красится, не скрываясь. По школьной привычке я было собралась повысить голос и привести всех к порядку, но что-то меня удержало. Я подумала: мне нужно сначала разобраться на этом новом месте работы.

После уроков я обложилась личными делами учащихся моей группы, где я была назначена классным руководителем.

Боже мой! Большая часть подростков - из неблагополучных семей. Родители у большинства пьющие. Во многих личных делах пометки о том, что родители находятся (либо находились) в тюремном заключении. В аттестатах об окончании девяти классов оценки в основном не выше троек.

Так виноваты ли они в том, что у них такая наследственность, и в том, что память и внимательность многих детей их родные мама с папой пропили еще до рождения?

Дети в неблагополучных семьях страдают. kh.vgorode.ua
Дети в неблагополучных семьях страдают. kh.vgorode.ua

К тому же жили они в разных концах Московской области. Это во сколько же им надо было вставать, чтобы приехать в училище в Москву в переполненных электричках? Ну конечно - голодные, без завтрака, да и в порядок они себя привести не успевают. А большинство - девочки, им хочется быть красивыми.

В общем, я перестроила первые уроки. На следующий же день разрешила им первые десять минут урока есть и приводить себя в порядок, но при этом - обязательно слушать то, что я рассказываю. Увеличила доступность изложения тем. В школе учитель вынужден равняться на среднего ученика, здесь нужно было, чтобы основы понимали слабые. Эта работа оттачивала умение объяснять просто, понятно, заинтересовывать.

Сразу оговорюсь: не во всех профессиональных учебных заведениях такой сложный контингент учащихся. Я подрабатывала в училище швейников, там дети в массе были более способные и с более уравновешенными характерами. Если дело требует сосредоточенности, аккуратности и внимания к деталям, подростков неустойчивой акцентуации это не привлекает. Им больше подходят более простые, по возможности и более подвижные физические работы.

Неустойчивым подходят не сидячие физические работы. Яндекс картинки.
Неустойчивым подходят не сидячие физические работы. Яндекс картинки.

В этом торговом училище ближе к выпуску учащихся распределяли в плане профессий: Более способных направляли на работу кассирами - это для людей с неустойчивой акцентуацией характера сложная работа, т. к. она сидячая и требует высокой внимательности и сосредоточенности. Для неустойчивых лучше подходит более подвижная работа.

Через некоторое время я узнала, что все новые преподаватели в этом училище проходят своеобразный естественный отбор: либо увольняются по собственному желанию после порции нецензурной речи в свой адрес от учащихся (бывали и случаи рукоприкладства от учеников!), - либо приспосабливаются и остаются.

Агрессия в сторону учителя. ВКонтакте
Агрессия в сторону учителя. ВКонтакте

Нет, по лицу я не получила, и в лицо меня не бранили. Знаете, эти дети явно нутром чувствуют отношение к ним. Если относятся к ним свысока, как к дебилам, - добра от них ждать нельзя. Да не дебилы они (хотя есть среди них и с отставанием психического развития), просто наследственность у них тяжёлая, и многим с семьями не повезло.. И сюсюканья они тоже не переносят, будто чувствуют каким-то животным инстинктом фальшь. Вот если видишь в них от души людей, если они чувствуют просто понимание без презрения и без снисхождения, - они принимают.

А вот ненормативная лексика проскакивала у них иногда даже при ответе. Обычно они при этом извинялись, но иногда даже не замечали этого за собой. Что делать, если у человека грубая нижняя фаланга большого пальца (без талии) и короткая верхняя фаланга мизинца (речевая фаланга)? Что делать, если еще и в иных семьях такой стиль речи - привычный?

Большой палец с талией (сужение нижней фаланги) - врождённое чувство такта. konstruktortestov.ru
Большой палец с талией (сужение нижней фаланги) - врождённое чувство такта. konstruktortestov.ru
Большой палец без талии - бестактность. baku.ru
Большой палец без талии - бестактность. baku.ru
Длинная верхняя фаланга мизинца - хорошие речевые способности. nd69.ru
Длинная верхняя фаланга мизинца - хорошие речевые способности. nd69.ru
Укороченная верхняя фаланга мизинца - речевые способности не высокие. grimuar.ru
Укороченная верхняя фаланга мизинца - речевые способности не высокие. grimuar.ru

И - вот где лежат истоки хамоватости некоторых продавцов и других работников в сфере обслуживания.

Кругозор у многих этих подростков узкий, иногда - потрясающе узкий. Вот приведу пример.

Проводила я урок биологии по теме экологии. Объяснила ребятам основные понятия: экологическая ниша, отношения с другими видами ( конкуренция, отношения хищник-жертва) и так далее. Знания их лучше тут же закреплять, иначе - "ведро вверх дном", быстро могут забыть. Предложила выбрать животное и расписать для него эти характеристики. Попросила не мудрить, выбрать зверя, о котором побольше знают.

Через короткое время одна слабенькая по успеваемости девочка подняла руку - готово! Вышла к доске и провозгласила:"Белка!" Ну, думаю, хорошо, что-то может рассказать, может вспомнить, что "белка песенки поёт и орешки всё грызёт".

И девушка бодро начала: "Белка питается живыми мышами!" А группа при этом отнюдь не реагирует взрывом смеха, сидят, будто так и надо. Слабеньких учеников я обычно не перебивала. Их перебей - могут вообще замолчать.

А она продолжает:"Конкурент у белки - кабан!" Тут уж я не выдержала, спросила: "А за что же кабан с белкой конкурирует? За дупло, что ли?" А она радостно отвечает:" Нет, он тоже питается живыми мышами!" Абзац...

Тут парень тянет руку и спрашивает: "А кабаны на лосей нападают?" И дались же им в этот день кабаны! Я снова не выдержала: " А как ты себе это представляешь? Несколько кабанов лося загоняют, а один на лосиную шею бросается?" Тут уж все поняли, засмеялись.

Источник изображения ksrogozina.ru
Источник изображения ksrogozina.ru

Конечно вот такое было не так уж часто. Старались они, как могли. И экзамены сдавали. Но тогда мы сами принимали экзамены, а не бездушные роботы. Самых слабеньких мы простыми дополнительными вопросами на троечку вытягивали, работать им нужно!

В народе часто говорят:" Не всем же учёными быть, кому-то нужно и работать". Да, неустойчивые работают более охотно, чем учатся, - учиться им часто сложно.

Подросткам с неустойчивой акцентуацией часто трудно учиться. infourok.ru
Подросткам с неустойчивой акцентуацией часто трудно учиться. infourok.ru

Физический труд - труд нелёгкий. Я уважаю людей физического труда. А судьба людей с неустойчивым типом психики зависит от размаха их акцентуации. Если акцентуация в рамках - они могут быть хорошими тружениками, а не пополнять ряды преступников и бомжей, как это происходит зачастую у лиц с запредельной неустойчивой акцентуацией личности (чему способствуют дурное воспитание и тяжёлое окружение).

Сейчас в сети проскакивают обсуждения модификации ОГЭ и ЕГЭ в учебных заведениях. Есть вот такой вариант: ОГЭ в 9-ом классе сдавать не всем, а только тем, кто идёт в 10-ый класс или в колледжи уровня техникума. А те, кто намерен работать, могут просто получить аттестат без экзамена. И ЕГЭ предлагается только для поступающих в институты, а для тех, кто ориентировался на рабочие профессии, - просто аттестат без всякой нервотрёпки на ЕГЭ. Вот так многим ученикам, учителям и родителям было бы легче и спокойнее.

Я - двумя руками за такой вариант. А Вы? Напишите пожалуйста своё мнение!

Всем удачи! Фото из личного архива. Подписывайтесь на мой канал. Нажмите  пожалуйста "пальчик вверх" под статьёй!
Всем удачи! Фото из личного архива. Подписывайтесь на мой канал. Нажмите пожалуйста "пальчик вверх" под статьёй!

Мы продолжаем исследовать знаки и особенности рук людей с неустойчивой акцентуацией характера. Предыдущие статьи на эту тему:

Байки про неустойчивый тип акцентуации характера. № 1. Из цикла "байки хироманта". https://zen.yandex.ru/media/id/5e81d2448e05bc7f847fbaea/baiki-pro-neustoichivyi-tip-akcentuacii-haraktera--1-iz-cikla-baiki-hiromanta-5fbf3daad81aaf181b01f4a8

https://zen.yandex.ru/media/id/5e81d2448e05bc7f847fbaea/slojnye-ruki-opasnye-ruki-analiz-ruk-1-5f911bf92c1a69338e24f7ca

Сложные руки, опасные руки. Анализ рук №2. https://zen.yandex.ru/media/id/5e81d2448e05bc7f847fbaea/slojnye-ruki-opasnye-ruki-analiz-ruk-2-5f967dd924d0d15a6631f8f8

Cложные руки - опасные руки . Анализ рук №3. https://zen.yandex.ru/media/id/5e81d2448e05bc7f847fbaea/clojnye-ruki-opasnye-ruki--analiz-ruk-3-5f98df39baf78e79e7c2fd13

Сложные руки, опасные руки. Анализ №4 https://zen.yandex.ru/media/id/5e81d2448e05bc7f847fbaea/slojnye-rukiopasnye-ruki-analiz-ruk-4-5fa25e175dfc942ad7e886d9

Неустойчивый тип акцентуации. Исследование знаков рук. https://zen.yandex.ru/media/id/5e81d2448e05bc7f847fbaea/neustoichivyi-tip-akcentuacii-issledovanie-znakov-ruk-5f9a71e990370858216fd24e

Исследование знаков рук при неустойчивой акцентуации личности. https://zen.yandex.ru/media/id/5e81d2448e05bc7f847fbaea/issledovanie-znakov-ruk-pri-neustoichivoi-akcentuacii-lichnosti-5fa2578b5dfc942ad7df3918