В конце 80-х я два года работала в ПТУ, где обучали профессиям "продавец продовольственных товаров, кассир". Преподавала биологию и химию. Контингент детей там был очень сложный, подростки с 14 до 18 лет. Большая часть - слабо успевающие в школе, были и ученики из детского дома.
После работы в обычной средней школы обстановка в ПТУ того времени в первые дни у меня вызвала удивление на грани шока.
Каждый день начинался с... общей линейки. Всех учащихся выстраивали в коридоре, давали короткие напутствия и информацию. Затем каждую группу вёл в класс мастер производственного обучения - как под конвоем. А коридор сразу после этого начинали убирать, после 5-10 минут линейки он весь мгновенно оказывался замусоренным фантиками, шелухой семечек, бумажками.
Входные двери училища сразу закрывались, у входа садились для контроля два мастера. Никаких охранников тогда в учебных заведениях в помине не было. Мне объяснили , что без такого режима закрытых дверей половина учащихся просто разбегутся из училища после первого-второго урока!
Психологию я изучала в институте и много читала сама дополнительно. Я поняла, что среди учащихся этого ПТУ много подростков с неустойчивым типом характера - они не усидчивые, "не домашнего" характера, любят бродить по улицам и развлекаться. К ним будто липнет всё плохое.
А руки читать я уже и тогда умела. В ладони я им конечно не заглядывала, но и со стороны видела обилие элементарных ("пустых") рук с широкими холмами Венеры, со знаками проблем в характере и в типе мышления.
Практически в каждом классе школ есть такие ученики, но здесь они были в массе - слабо успевающие после девятого класса .
Первый урок. Я начинаю рассказывать, но меня никто не слушает. Что такое? Кто спокойно ест, кто красится, не скрываясь. По школьной привычке я было собралась повысить голос и привести всех к порядку, но что-то меня удержало. Я подумала: мне нужно сначала разобраться на этом новом месте работы.
После уроков я обложилась личными делами учащихся моей группы, где я была назначена классным руководителем.
Боже мой! Большая часть подростков - из неблагополучных семей. Родители у большинства пьющие. Во многих личных делах пометки о том, что родители находятся (либо находились) в тюремном заключении. В аттестатах об окончании девяти классов оценки в основном не выше троек.
Так виноваты ли они в том, что у них такая наследственность, и в том, что память и внимательность многих детей их родные мама с папой пропили еще до рождения?
К тому же жили они в разных концах Московской области. Это во сколько же им надо было вставать, чтобы приехать в училище в Москву в переполненных электричках? Ну конечно - голодные, без завтрака, да и в порядок они себя привести не успевают. А большинство - девочки, им хочется быть красивыми.
В общем, я перестроила первые уроки. На следующий же день разрешила им первые десять минут урока есть и приводить себя в порядок, но при этом - обязательно слушать то, что я рассказываю. Увеличила доступность изложения тем. В школе учитель вынужден равняться на среднего ученика, здесь нужно было, чтобы основы понимали слабые. Эта работа оттачивала умение объяснять просто, понятно, заинтересовывать.
Сразу оговорюсь: не во всех профессиональных учебных заведениях такой сложный контингент учащихся. Я подрабатывала в училище швейников, там дети в массе были более способные и с более уравновешенными характерами. Если дело требует сосредоточенности, аккуратности и внимания к деталям, подростков неустойчивой акцентуации это не привлекает. Им больше подходят более простые, по возможности и более подвижные физические работы.
В этом торговом училище ближе к выпуску учащихся распределяли в плане профессий: Более способных направляли на работу кассирами - это для людей с неустойчивой акцентуацией характера сложная работа, т. к. она сидячая и требует высокой внимательности и сосредоточенности. Для неустойчивых лучше подходит более подвижная работа.
Через некоторое время я узнала, что все новые преподаватели в этом училище проходят своеобразный естественный отбор: либо увольняются по собственному желанию после порции нецензурной речи в свой адрес от учащихся (бывали и случаи рукоприкладства от учеников!), - либо приспосабливаются и остаются.
Нет, по лицу я не получила, и в лицо меня не бранили. Знаете, эти дети явно нутром чувствуют отношение к ним. Если относятся к ним свысока, как к дебилам, - добра от них ждать нельзя. Да не дебилы они (хотя есть среди них и с отставанием психического развития), просто наследственность у них тяжёлая, и многим с семьями не повезло.. И сюсюканья они тоже не переносят, будто чувствуют каким-то животным инстинктом фальшь. Вот если видишь в них от души людей, если они чувствуют просто понимание без презрения и без снисхождения, - они принимают.
А вот ненормативная лексика проскакивала у них иногда даже при ответе. Обычно они при этом извинялись, но иногда даже не замечали этого за собой. Что делать, если у человека грубая нижняя фаланга большого пальца (без талии) и короткая верхняя фаланга мизинца (речевая фаланга)? Что делать, если еще и в иных семьях такой стиль речи - привычный?
И - вот где лежат истоки хамоватости некоторых продавцов и других работников в сфере обслуживания.
Кругозор у многих этих подростков узкий, иногда - потрясающе узкий. Вот приведу пример.
Проводила я урок биологии по теме экологии. Объяснила ребятам основные понятия: экологическая ниша, отношения с другими видами ( конкуренция, отношения хищник-жертва) и так далее. Знания их лучше тут же закреплять, иначе - "ведро вверх дном", быстро могут забыть. Предложила выбрать животное и расписать для него эти характеристики. Попросила не мудрить, выбрать зверя, о котором побольше знают.
Через короткое время одна слабенькая по успеваемости девочка подняла руку - готово! Вышла к доске и провозгласила:"Белка!" Ну, думаю, хорошо, что-то может рассказать, может вспомнить, что "белка песенки поёт и орешки всё грызёт".
И девушка бодро начала: "Белка питается живыми мышами!" А группа при этом отнюдь не реагирует взрывом смеха, сидят, будто так и надо. Слабеньких учеников я обычно не перебивала. Их перебей - могут вообще замолчать.
А она продолжает:"Конкурент у белки - кабан!" Тут уж я не выдержала, спросила: "А за что же кабан с белкой конкурирует? За дупло, что ли?" А она радостно отвечает:" Нет, он тоже питается живыми мышами!" Абзац...
Тут парень тянет руку и спрашивает: "А кабаны на лосей нападают?" И дались же им в этот день кабаны! Я снова не выдержала: " А как ты себе это представляешь? Несколько кабанов лося загоняют, а один на лосиную шею бросается?" Тут уж все поняли, засмеялись.
Конечно вот такое было не так уж часто. Старались они, как могли. И экзамены сдавали. Но тогда мы сами принимали экзамены, а не бездушные роботы. Самых слабеньких мы простыми дополнительными вопросами на троечку вытягивали, работать им нужно!
В народе часто говорят:" Не всем же учёными быть, кому-то нужно и работать". Да, неустойчивые работают более охотно, чем учатся, - учиться им часто сложно.
Физический труд - труд нелёгкий. Я уважаю людей физического труда. А судьба людей с неустойчивым типом психики зависит от размаха их акцентуации. Если акцентуация в рамках - они могут быть хорошими тружениками, а не пополнять ряды преступников и бомжей, как это происходит зачастую у лиц с запредельной неустойчивой акцентуацией личности (чему способствуют дурное воспитание и тяжёлое окружение).
Сейчас в сети проскакивают обсуждения модификации ОГЭ и ЕГЭ в учебных заведениях. Есть вот такой вариант: ОГЭ в 9-ом классе сдавать не всем, а только тем, кто идёт в 10-ый класс или в колледжи уровня техникума. А те, кто намерен работать, могут просто получить аттестат без экзамена. И ЕГЭ предлагается только для поступающих в институты, а для тех, кто ориентировался на рабочие профессии, - просто аттестат без всякой нервотрёпки на ЕГЭ. Вот так многим ученикам, учителям и родителям было бы легче и спокойнее.
Я - двумя руками за такой вариант. А Вы? Напишите пожалуйста своё мнение!
Мы продолжаем исследовать знаки и особенности рук людей с неустойчивой акцентуацией характера. Предыдущие статьи на эту тему:
Байки про неустойчивый тип акцентуации характера. № 1. Из цикла "байки хироманта". https://zen.yandex.ru/media/id/5e81d2448e05bc7f847fbaea/baiki-pro-neustoichivyi-tip-akcentuacii-haraktera--1-iz-cikla-baiki-hiromanta-5fbf3daad81aaf181b01f4a8
Сложные руки, опасные руки. Анализ рук №2. https://zen.yandex.ru/media/id/5e81d2448e05bc7f847fbaea/slojnye-ruki-opasnye-ruki-analiz-ruk-2-5f967dd924d0d15a6631f8f8
Cложные руки - опасные руки . Анализ рук №3. https://zen.yandex.ru/media/id/5e81d2448e05bc7f847fbaea/clojnye-ruki-opasnye-ruki--analiz-ruk-3-5f98df39baf78e79e7c2fd13
Сложные руки, опасные руки. Анализ №4 https://zen.yandex.ru/media/id/5e81d2448e05bc7f847fbaea/slojnye-rukiopasnye-ruki-analiz-ruk-4-5fa25e175dfc942ad7e886d9
Неустойчивый тип акцентуации. Исследование знаков рук. https://zen.yandex.ru/media/id/5e81d2448e05bc7f847fbaea/neustoichivyi-tip-akcentuacii-issledovanie-znakov-ruk-5f9a71e990370858216fd24e
Исследование знаков рук при неустойчивой акцентуации личности. https://zen.yandex.ru/media/id/5e81d2448e05bc7f847fbaea/issledovanie-znakov-ruk-pri-neustoichivoi-akcentuacii-lichnosti-5fa2578b5dfc942ad7df3918