Про Одина
Когда речь заходит о рунах и скандинавско-германской мифологии и магии, первым на ум приходит бог Один, шаман, знаток колдовства, рунической магии, повелитель эйнхериев – лучших павших воинов. Этого бога сопровождают два волка и два ворона, что намекает на его воинственность и мудрость. Один – мастер маскировки: когда он ходит по мирам людей и иных существ, то прячется под плащом и широкополой шляпой и остается неузнанным до тех пор, пока сам не пожелает назвать себя. Впрочем, читатели эпоса и саг (Да, в исландских сагах Один тоже встречается!) сразу могут узнать его по этим деталям. Подробнее о феномене неузнаваемости при помощи переодевания в эпосе и сагах мы расскажем позже.
Один существовал и в пантеоне германцев, и в рядах богов скандинавов и исландцев. Германская версия этого имени – Wotan, Wōđanaz, древнескандинавская – Óðinn, древнеанглийская – Woden. Имя Одина означает «ярость», «неистовство».
Сейчас бытует мнение, что Один всегда был главой нордического пантеона. Это справедливо только для поздней традиции, зафиксированной в исландском эпосе «Старшей Эдде», а также в «Младшей Эдде», написанной Снорри Стурлусоном, – и справедливо отчасти. Согласно, например, исландским сагам, большая часть которых предоставляет объективную информацию о жизни и верованиях исландцев и скандинавов начиная с заселения Исландии и до конца 12 века, Один не являлся главным богом. Бóльшей популярностью пользовался Тор – бог-громовник, о чем говорит обилие мужских и женских имен с компонентом «Тор-» (Торд, Торхалль, Торгед, Торунн), а также топонимы (Торсхавн на Фарерах, Мыс Тора в Исландии). В храмах идол Одина стоит наравне с идолом Фрейра, а выше них идол громовника. Топонимов с именем Одина меньше, чем с именем Тора. Самые известные – Odense в Дании, Óðinssalr в Норвегии.
Один – повелитель пограничных состояний, кумир тех, кто в этих состояниях пребывает: воинов в целом, а также воителей, умеющих впадать в боевое неистовство, поэтов, колдунов, магов. Семантическое поле данного персонажа включает смерть, поэтический и воинский экстаз, инициативные ситуации, колдовство. Один – божество ситуативное, и поэтому он не может стоять выше Тора, бога, помогающего всем, кто его просит об этом, и мужчинам, и женщинам, и сражающегося ради мира, а не ради войны самой по себе, как это часто делает Один. Но Один был и остается богом почитаемым, потому что людей, занимающихся колдовством, стихосложением, участвующих в сражениях и военных походах всегда было много. В сагах говорится, что один и тот же человек мог быть и скальдом, и разбираться в магии, и быть непревзойденным воином (например, таким был Эгиль Скаллагримссон), а значит, и дары Одина ему были очень и очень нужны.
Вероятно, Один стал считаться главой пантеона после того, как Тюр потерял руку, которую откусил волк Фенрир. Тюр был богом неба и справедливости у германцев. Изувеченный Тюр оказался понижен рангом, а Один (также, кстати сказать, увечный – одноглазый, и к тому же маргинальный персонаж, старик) возвысился. Это в мифе. А в реальности… Экспансия скандинавов предполагала, что те толпы буйных искателей новых земель и добычи жаждали покровительства бога войны, мудрости и колдовства. И скальды, которых судьба заносила к разным правителям и Скандинавии, и Англии, и Ирландии, к нему взывали, используя его дар – мед поэзии.
Несмотря на отсутствие глаза и старость, Один оказывается мудрейшим и прозорливейшим богом. Мотив увечного персонажа, который, не обладая соответствующим органом, располагает тем не менее соответствующей функцией, характерен для сказок и мифов. Считается, что Хеймдалль, который слышит все во вселенной, глухой. Кстати, Тюр и Один оказываются «двойниками» при помощи такого уточнения: в час Рагнарёка Один борется с волком Фенриром, а Тюр с псом Гармом. Гарма можно считать двойником Фенрира. Этот пес обитает в Хель, мире мертвых.
Один появляется в мифах в составе триад, что намекает на его мифологическую важность. Его спутники – Локи и Хёнир (в мифе о золоте Нифлунгов), Лодур и Хёнир (в мифе о создании первых людей), а также упоминаются Вили и Ве – братья Одина. Снорри Стурлусон помещает в своем Асгарде трех богов – ипостасей Одина: Высокого, Равновысокого и Третьего.
Вообще у Одина много имен, и Высокий в их числе, о чем можно узнать из песен «Старшей Эдды». Имена Одина и их информативно-магическая значимость заслуживают отдельного разговора, поэтому данным постом рассказ про этого великого бога не ограничится. Скажем пока, что существуют графические магические изображения имен Одина – гальдрастафы. Сколько их могло быть, неизвестно, но до нас дошло четыре в составе исландской рукописи "Саги о Боси и Херрауде": Фьёльнир (Многознающий), Тёкк (Возлюбленный), Фенг (Ловец усопших), Тунд (Могущественный). Есть и другие имена-гальдры. Наша мастерская готова предложить вам украшения с этими гальдрами, чтобы вы всегда могли расчитывать на помощь Одина. Насколько это возможно, ведь он бог переменчивый!)))
Один известен в первую очередь тем, что обрел руны, провисев девять долгих ночей на
Мировом древе, пронзенный копьем, посвятивший себя самому себе. Также Один украл у великанов мед поэзии, и эти два дара предназначаются колдунам и скальдам. Сам Один тоже является великим поэтом – достаточно посмотреть, как благодаря дару стихосложения он побеждает великана Вафтрундира в «Старшей Эдде».
Про обретение рун в «Речах Высокого» сказано так:
Veit ek, at ek hekk
vindgameiði á
nætr allar níu,
geiri undaðr
ok gefinn Óðni,
sjalfr sjalfum mér,
á þeim meiði
er manngi veit
hvers af rótum renn.
Við hleifi mik sældu
né við hornigi,
nýsta ek niðr,
nam ek upp rúnar,
æpandi nam,
fell ek aptr þaðan.
Знал я, что висел
На продуваемом ветром дереве
Девять полных ночей,
Копьем пронзенный
И отданный Одину,
Сам себе самому,
На том дереве,
О котором никто не знает,
Куда его корни уходят.
Пищу мне
И питье не давали,
Посмотрел я вниз,
Поднял я руны,
Плачущий, поднял,
Упал я вниз оттуда.
Оставайтесь с нами, и мы расскажем вам много историй про волшебство, которым пользуется Один, как он украл мед поэзии, как он маскируется и чем занимается, чтобы предотвратить конец мира.
P.S.
Об Одине можно прочесть в «Старшей Эдде», «Младшей Эдде» и исландских сагах. Так как саги в целом большие, а эпизоды с участием Одина относительно их объема короткие, то укажем главы из саг. Песни «Старшей Эдды» рекомендуем прочесть полностью. А в основной части «Младшей Эдде» Один является рассказчиком.
1) «Старшая Эдда»: практически все так называемые песни о богах, часть песен о героях (где излагается история Сигурда), часть околоэддических песен («Сны Бальдра», «Предваряющая песнь, или Воронова ворожба Одина»).
2) «Младшая Эдда»: «Видение Гюльви».
3) Саги: «Сага об Инглингах» (II–IX, XII, XXV, XLIII), «Сага об Олаве сыне Трюггви» (XXVII, LXIV), «Сага о Хёрде и островитянах» (XV), «Сага об Олаве Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков» (XIII), «Сага о Вёльсунгах» (I–III, XIII, XI, XIV, XX, XLII), «Саге о Хрольве Жердинке» (XLVI), «Саге о Хервёр и Хейдреке» (X), «Саге о Гаутреке» (VII).
Изображения Одина из исландской средневековой рукописи и с готландской каменной стелы.
Автор статьи: Татьяна Михалева.
https://vk.com/freyfaxi_workshop
https://freyfaxi.livemaster.ru
#Freyfaxi #Фрейфакси #Scandinavia #Скандинавия #рунная_магия #руны #мифология