Найти тему
Наталья Алейникова

ЧЕЛДОНЦЫ

ЧЕЛДОНЦЫ

Мою бабушку звали Загородина Мария Федоровна. Правда фамилию переврали, когда записывали в паспорт, на самом деле она была Загородняя по мужу. Родом была казачьего. Из тех казаков, что еще по указу царя, переселились с Дона в Сибирь, для ее освоения. Переселенцам давали по двадцать пять рублей деньгами и помогали устроиться на новом месте. Выделяли место, лес на дом и двор, давали инструмент, для строительства, семена для посадки огорода, да еще много чего. Она же, еще совсем девчонкой была, когда ее родители с семьей, на подводах ,переехали из своей станицы в Барабинские степи. Построили за лето большой деревянный дом, а раньше, в станице, жили в домах из глины, соломы и кизяка. И полы были из глины и стены и потолки. А к церковным праздникам весь дом просто мазали глиной и белили известью, потом полы посыпали травой.

Жили они большими семьями, главными были самые старшие, а если кто из сыновей женился, то тоже оставались жить в родительском доме, девок отдавали замуж и она уходила за мужем в его родительский дом. Постепенно семья так разрасталась, что пристраивались к дому еще комнаты, но никто никуда не уходил. В такой большой семье был строгий порядок и уклад. Каждый отвечал за какую нибудь работу. Мужики- казаки все были служивые, у каждого был конь, сбруя, шашка и одежда военного образца. Они ездили на сборы, косили сено ,следили за починкой и ремонтом дома и разной утвари. Все остальное делали бабы. Одна сноха коров доила и молоко прибирала, другая следила за птицей, третья готовила еду и так далее, мало ли дел по хозяйству.Все бабы умели прясть, вязать, ткать и шить, огородные дела, заготовки на зиму, воспитывали детей, не взирая на то, чей это ребенок, ее или какой снохи. Дети также отвечали за какой нибудь посильный труд. Кто гусей пас, кто за младшими братьями и сестрами приглядывал, кто был на подхвате у старших.

Вселились они в новый дом по осени, дивились красоте ; стены бревенчатые, пол из плахи лиственной, по середине печь русская. А жить стали, как обычно жили. Самая старшая никакую работу не делала уже, только раз в неделю хлеба пекла. А золу из печи на пол выгребала, как привыкла, да и всю жизнь так делала. Только пол то не глиняный, деревянный, а зола горячая. И чтобы, оборони Господь, пожар не случился, бабушка золу сверху водой поливала. А куча уже большая накопилась. И ребятишки, да и они сами натоптали босыми ногами от печки черных дорожек по всей кухне, полы то некрашеные. Попробовали смести золу, да куда там... За месяц зола слежалась и сделалась, как камень. Почесав затылок, мужики принесли топоры, носилки и давай эту кучу золы вырубать и во двор таскать. Увидела соседка из дома напротив, что новоселы из дома на носилках таскают камни какие то, удивилась и пришла к ним, спросить в чем дело. Обозрев всю плачевную картину, плюнула и, обозвав их челдонцами немытыми, объяснила, что золу сразу выносят, а полы моют водой и ушла. Но продолжила наблюдение из окна, чудными они ей показались. Видит, как мужики ведрами воду в дом носят и носят, носят и носят. Не выдержала, снова пришла к ним и видит такую картину; мужики принесенную воду льют на пол, а ребятишки босыми ногами по полу мокрому бегают, брызги во все стороны и сами все мокрые, чумазые, только пол еще грязнее стал. Принесла она голик из дома, и, подвернув подол юбки, давай показывать, как надо мыть деревянный пол. Вразумила и ушла. Так вот они учились помаленьку, но и сами учили местных. Местные жители, когда свиней кололи, то свиные потроха собакам выбрасывали, а челдонцы научили их колбасу всякую делать, сало варить и коптить.

Немного погодя построили баню новую, тоже рубленную, топится " по белому", труба от печки наружу через крышу выведена, все честь по чести. Тут же каменку в печке сделали, чтобы жару поддавать. Веников березовых навязали с травкой полезной. Истопили. Первыми пошли мыться мужики. Через час бабы поняли, что слишком уж долго их мужики моются. Послали пацаненка поглядеть, что, да как. Видят, бежит руками машет, кричит: "Мамка, наши мужики все по картошке расползлись , голые валяются и только мычат и ничего не говорят" Потом выяснилось, что старая бабушка, чтобы жар не выходил и баня не остыла быстро, вьюшку прикрыла, а угли то еще горячие были, вот и надышались мужики газом, отравились. Но все обошлось, все живы остались.

+Постепенно семья встала на ноги, дед даже смолокурню построил и копеечка прибывала. Потом свечной заводик, винный погребок. А семья разрасталась. Но была у деда одна пагубная страсть, он был игрок, играл в карты на деньги. И бывало так проиграется, что последнюю корову со двора сведут за карточные долги, но всегда отыгрывался и все возвращал обратно на другой день.

В семье было принято давать образование мальчикам, а девочек грамоте не учили, полагая , что волос долог, а ум короткий. Все мальчики, после окончания образования носили офицерский чин. А девочки умели делать все по хозяйству и замуж их отдавали по выбору родителей. В подростковом возрасте мою бабушку отдали в няньки в семью местного попа. Поработав нянькой у служителя церкви, она навсегда перестала верить в Бога. Насмотрелась, как поп объедался в постные дни и гонялся за попадьей в пьяном угаре. Она навсегда осталась атеисткой.

Своего суженого бабушка увидела в зеркале, на святочных гаданиях. Она с подружками гадала и увидев в зеркале своего суженого, напугалась, но запомнила кудрявый чуб, синие глаза и гармошка на плече. Каково же было ее удивление, когда на посиделках она вдруг его увидела, как вошел в дверь и сразу сел играть на гармошке. За весь вечер так и не взглянул на нее ни разу. Бабушка погоревала, что видно не судьба, однако через месяц от него пришли сваты, но родители заупрямились, что жених им не ровня, слишком беден. Но, бабушка не послушалась своих родителей и ушла к своему будущему мужу. Рассердившись, ей отказали в наследстве, правда молодые не были напуганы, они полюбили друг друга и не могли расстаться ни за какие богатства в мире. Суженого звали Данила Елисеевич Загородний и он привел ее в свою семью, тоже не маленькую, но победнее, чем семья бабушки, в девичестве Котоменко Мария Федоровна. Никакой свадьбы не было, да и молодым это было не важно. Они были счастливы и верили, что вместе смогут все пережить и надеялись только на себя.