В начале книги главный герой произведения Джорджа Оруэлла «1984» возлагал глубокие надежды на обычных людей, называемых «пролы».
«Если есть надежда, то больше ей негде быть: только в пролах, в этой клубящейся на государственных задворках массе, которая составляет восемьдесят пять процентов населения Океании, может родиться сила, способная уничтожить партию».
Поскольку есть предположения, что книга была написана автором по информации, полученной им в ходе службы в ЦРУ, то она представляет особый интерес для сегодняшних дней.
Значит еще тогда в послевоенное время 1948 года, а именно в это время была и издана книга, еще сохранялась вера в то, что народ несет опасность для мировой верхушки.
Но сегодняшние «пролы» - это не те полные жизненных сил и отупленные от работы «пролы», о которых пишет Оруэлл. Они, конечно, по-прежнему рожают детей и «гнуться на непосильной работе», но теперь они полны уныния, и угасших надежд.
Нас «подсели» на кредиты, советы психологов, курсы личностного роста, работу, шоппинг, иллюзии.
Конечно, не во всем страницы произведения отражают реальность, например, половой инстинкт, который, был взят под государственный контроль, поскольку представлял собой угрозу системе.
В реальности эта проблема решена интимной толерантностью: половой инстинкт можно удовлетворить почти любыми способами, все наши стихии находят выход в любом виде извращений. Современному миру уже почти незнакома, доводившая гениев прошлого до шедевров, сублимация.
Главный герой попытался бороться, просто потому, что в том мире для партийных работников была недоступна любовь, в нашем мире это доступно, получается, что бороться не за что.
У нас есть еда, мы можем купить одежду, украсить себя стильными масками и философски наблюдать за сменой траектории движения цивилизации в сторону изощренной военной диктатуры.
«Сегодняшний ученый, пишет Оруэлл, - это либо гибрид психолога и инквизитора, дотошно исследующий характер мимики, жестов, интонаций и испытывающий действие медикаментов, шоковых процедур, гипноза и пыток в целях извлечения правды из человека; либо это химик, физик, биолог, занятый исключительно такими отраслями своей науки, которые связаны с умерщвлением».
«Вы должны привыкнуть к жизни без результатов и без надежды». И… мы привыкли.
Вот уже долгое время мы наблюдаем за той действительностью, которую создают для нас средства массовой информации, о чем кстати написано и в книге:
«Мы покорили материю, потому что мы покорили сознание. Действительность – внутри черепа».
«Вы должны избавиться от представлений девятнадцатого века относительно законов природы. Мы создаем законы природы».
Для главного героя история заканчивается драматично, и именно так, как и предсказывал его оппонент и мучитель: «Когда мы закончили с ними, они были только оболочкой людей. В них ничего не осталось, кроме сожалений о том, что они сделали, и любви к Старшему Брату».
«А может быть, вы вернулись к своей прежней идее, что восстанут и свергнут нас пролетарии или рабы? Выбросьте это из головы. Они беспомощны, как скот».
В конце книги еще прослеживается намек на клочок надежды, увы, сопровождаемой подменой понятий, когда Уинстон (так звали главного героя) играет в шахматы:
«Он глянул на шахматную задачу и расставил фигуры. Это было хитрое окончание с двумя конями. «Белые начинают и дают мат в два хода». Он поднял глаза на портрет Старшего Брата. Белые всегда ставят мат, подумал он с неясным мистическим чувством. Всегда, исключений не бывает, так устроено. Испокон веку ни в одной шахматной задаче черные не выигрывали. Не символ ли это вечной, неизменной победы Добра над Злом? Громадное, полное спокойной силы лицо (Старшего Брата) ответило ему взглядом. Белые всегда ставят мат».