Найти в Дзене
ActivityEdu

Карьера со школьной скамьи: стоит ли подростку работать

Оглавление

По результатам опроса сервиса «Работа.ру» треть россиян считает, что подростки должны подрабатывать. Мы решили разобраться, какие профессии выбирают школьники, что об этом говорит закон, как работа влияет на их здоровье и психику, а также как реагировать родителям, чей ребенок заявил о намерении начать трудовую деятельность.

Работающий подросток – это законно?

Согласно Трудовому кодексу РФ, детский труд до 14 лет запрещен. Подростки в 14-15 лет в каникулы имеют право работать не более 5 часов в день, во время учебы – не более 2,5 часов в день, а в 16-17 лет – не более 7 и 3,5 часов в день соответственно.

Испытательный срок для несовершеннолетних под запретом. До 16 лет дети не имеют права работать с деньгами. Статьи 265 и 268 Трудового кодекса запрещают подросткам выполнять тяжелые работы. Есть ограничения по переносу тяжестей: в 14 лет ручной груз может составлять не более 12 кг; в 15 лет – не более 15 кг; в 16 – не более 20 кг; в 17 – не более 24 кг.

Однако, по данным «Российской газеты» за 2019 год, около 80% подростков работает без письменного трудового договора и без оформления трудовых книжек. Каждый шестой ребенок (16%) начал работать в возрасте младше 14 лет, что является нарушением закона. 10% работающих детей трудятся каждый день и даже в праздники.

Кем работают подростки

Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к Александру Джабарову, руководителю пресс-службы сайта по поиску работы hh.ru. Он отметил, что в их компанию нередко обращаются подростки от 14 лет – на сайте для этого даже есть специальный раздел. По словам Александра, к сферам, в которых заняты подростки, относятся торговля, ресторанный и гостиничный бизнес, а также IT. Это означает, что работающие подростки – это чаще всего разносчики листовок, продавцы, официанты, горничные, начинающие программисты и веб-дизайнеры.

Александр считает, что раннее начало трудового стажа положительно влияет на карьерный рост:

Опыт очень ценится работодателями. Если, допустим, талантливый школьник проходит стажировку в сфере IT, его более охотно возьмут на высокооплачиваемую должность. Если человек в юности работал продавцом или официантом, то уже к моменту поиска «взрослой» работы будет иметь за плечами опыт взаимодействия в коллективе и способность брать на себя ответственные задачи.

Вместе с тем, по словам старшего научного сотрудника НИИ гигиены детей и охраны здоровья подростков Виктора Иванова, детей нередко привлекают к тяжелому и опасному труду, на работы, которые законодательством запрещено выполнять несовершеннолетним. К примеру, 5% мальчиков трудятся грузчиками.

Как работа влияет на детское здоровье

Виктор Иванов отмечает, что те дети, которые работают время от времени и заняты на нетяжелых работах, не получают опасных последствий для здоровья. Но каждый десятый подросток трудится практически каждый день, даже в выходные и праздники. Это наносит непоправимый вред их здоровью. Многие из ребят страдают от дефицита сна, часто жалуются на плохое самочувствие, боли в спине, в сердце, на головные боли, у них наблюдается рост хронических патологий.

Кроме того, подростки, занятые тяжелым трудом, проявляют больший интерес к вредным привычкам. Так, среди них по сравнению с неработающими вдвое больше курящих и употребляющих алкоголь раз в неделю и чаще.

Как работа влияет на подростковую психику

Психолог Роман Золотовицкий говорит, что в психологии 70-х годов работа была терапевтическим направлением, которое вызывало меньше всего опасений. Трудовой коллектив тогда очень высоко ценился. Из этой философии выросла система наставничества: старшие учили младших, и все подростки были под опекой.

Сегодня ребенок на заре своей трудовой деятельности может оказаться брошенным. Материальная нужда часто становится мотивом поиска работы. Уровень бедности вырос, и для некоторых семей работающий подросток – способ выживания. Однако слишком большой груз ответственности может навредить ребенку и привести к психологическим проблемам,– говорит психолог.

Роман отмечает и положительные стороны работы для подростка. Так, у работающего ребенка меньше рисков стать жертвой гиперопеки. В любой момент он сможет сказать: «А, ерунда, я пошел на работу», – и конфликт сойдет на нет:

Скандалы появляются тогда, когда уйти некуда. Разве что в школу, но на дистанте и с этим возникают проблемы.

Что делать, если ваш ребенок хочет работать

По мнению психолога, родителю необходимо стать для подростка союзником:

Ребенок должен чувствовать себя нужным. Поэтому надо бережно отнестись к самому первому желанию. Если ребенок скажет вам: «Я хочу работать!» – он будет рад услышать: «Давай! Хочешь, я помогу тебе найти место?» Совместный поиск – процесс, полезный для обеих сторон. Если родитель готов обновить свои представления о ребенке и с уважением отнестись к его выбору – это очень хорошо. Значит, вы на правильном пути, и вопрос, где именно работать, – уже вторичный.

Если ваш ребенок пошел работать, каждый вечер разговаривайте с ним – совершенно не важно, о чем. Не нужно быть «психологом», просто нужно быть в контакте с подростком, хотя бы несколько минут в день: встретьтесь за ужином, посмотрите друг другу в глаза, он сам все скажет.

Также Роман Золотовицкий советует поговорить с непосредственным начальником подростка:

Спросите, с кем он больше работает, с кем у него симпатии, антипатии. Узнайте про экстремальные ситуации и успехи вашего «новобранца». Взгляд со стороны будет полезен, он поможет понять, как растет и развивается ваш ребенок.

Если начальник отмалчивается – это тревожный симптом, надо менять работу:

Не бойтесь показаться назойливыми, – советует Роман. – Вопросы работодателю вполне естественны. Если начальник этого не понимает, это его проблема. Даже если это курьеры, которые видятся только на перекладных, климат в коллективе очень важен, и обязанность руководителя – следить за ним. Не надо красивых сентенций, что любая работа достойная. Ребенка должны уважать.

А как же учеба?

Роман считает, что учеба и работа – две совершенно разные планеты, их нельзя сравнивать:

Однако бывают случаи, когда ребенок компенсирует неуспехи в одном успехами в другом. Школа часто стигматизирует ребенка. Здесь все помнят, что у него три года назад не получалось. А на работе выпадает новый шанс проявить себя.

Работа в целом делает человека более собранным, поэтому на уроки он сможет тратить меньше времени. Можно не чахнуть весь вечер над учебниками, а сесть ненадолго, но цельно. Если успеваемость все же резко упала, стоит прояснить ситуацию, но без упреков в чей бы то ни было адрес. Определите, насколько отстает ребенок. Главное – не паниковать.

Помните: не существует общей шкалы успешности, она есть только в головах некоторых честолюбивых родителей. Возможно, ребенок через полгода сам выберет школу в качестве приоритета.

Главное – говорите с подростком, слушайте! Не бойтесь, что он вас не поймет, ведь самое важное – эмоциональный обмен. Общение на равных – это та самая панацея, которая может вылечить многие проблемы. Ведь это так прекрасно – встретиться с ребенком за ужином и спросить: «А что у тебя на работе?»,– убежден Роман Золотовицкий.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.