Существует стереотип, что так называемые бульварные романы – «низкосортное чтиво», которое не имеет ни культурной, ни литературой ценности. Принято считать, что эти книги понижают IQ читателя банальным сюжетом, дешевыми интригами, пошлыми, шаблонными сюжетными ходами и плоскими героями. И отчасти это действительно так.
Бульварные романы возникли в конце 17 века, в годы правления Людовика XIV из репертуара уличных театров, которые, кстати, и дали им название. Знаменитая Комеди-Франсез, основанная королем-солнце, ставила у себя на сцене топовые пьесы. А бульварные театры ориентировались на простую, рабочую публику, которая приходила на представления, чтобы разлечься и отдохнуть после тяжелого трудового дня. Это объективное жизненное обстоятельство обусловило все те минусы, за которые сейчас принято ругать бульварные романы.
Однако их доступность является одновременно и главным плюсом. Среднестатистический читатель, который так и не стал заядлым книжным червем, рассчитывает получить удовольствие от книги, а не напрягать мозги, продираясь через запутанный текст. Он хочет отдохнуть, отвлечься от серых трудовых будней и, наконец, просто разлечься. И лучше всего с этой задачей справляются именно бульварные романы.
Кстати, многие знаменитые писатели, произведения которых признаны классикой, писали в духе «презренной» уличной прозы. Это такие титаны, как А. Дюма-отец, А.К. Дойль, А. Кристи, О. Генри и др. Их книги просты и занимательны; они написаны легким языком и до последней страницы держат внимание публики. Они не давят на интеллект читателя, а без церемоний и претензий его развлекают. Правда, это авторы сумели удержаться на плаву и не скатились в примитивную прозу, создав целую галерею ярких харизматичных персонажей и удивив своих поклонников оригинальными сюжетными ходами.
Между прочим, многие бульварные романы с успехом перешли в популярные кинофраншизы. Например, это серии фильмов про Анжелику, Фантомаса, Джеймса Бонда и других. Уличная проза плоха в тех случаях, когда явно, на глазах у публики скатывается в примитив. В таких случаях нежелание автора приятно удивить покупателя читается между строк. Но это отрицательное явление, пожалуй, вернее назвать другим определением – «графоманией». А история доказала чрезвычайную живучесть бульварной прозы, которая продолжает существовать на книжных рынках и домашних полках, несмотря на ярую критику литературоведов.