Теоретические основы эмансипации киргизских и казакских женщин закладывались и апробировались благодаря трудам Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Миржакипа Дулатова и других казакских просветителей начала XX века. Первые попытки централизации женского движения были предприняты в Семипалатинске: 18 марта 1907 года состоялся первый в Казахстане женский митинг, а 22 марта прошло общегородское собрание для обсуждения устава нарождавшегося общества трудящихся женщин.
После Февральской революции был продолжен курс на дальнейшую женскую эмансипацию. Так, программа партии «Алаш» утвердила права женщин на образование и участие в общественной жизни. Новыми значимыми фигурами в кругу сторонников расширения прав женщин стали Колбай Тугусов, — журналист и политик, и Аккагаз Досжанова, — одна из первых казахских женщин-врачей, делегат Первого Всероссийского съезда мусульман.
Досжанова Аккагаз (25 мая 1893, Актюбинский уезд Тургайской обл)— одна из первых казакских женщин-врачей. В 1914 окончила Оренбургскую женскую гимназию, в том же году была принята на медицинские курсы в городе Москве. В 1920 году поступила в Томский медицинский институт. В 1922 году окончила медицинский факультет Среднеазиатского государственного университета (Ташкент).
Аккагаз Досжанова была самородком – и как врач-педиатр, и как педагог. В совершенстве владела русским, казахским, татарским языками. Когда разговаривала - ясно отчеканивала каждое слово, не путала окончания и ударения. Мы же все, не только студенты, но и общественные деятели, писатели и поэты в то время слабо владели русским языком – и в сравнении с Аккагаз, пожалуй, даже хуже знали свой родной казахский язык. Вполне естественно, что все мы боялись «срезаться» на окончаниях путаясь в мужском и женском родах, попасть впросак перед Аккагаз, получить замечание. Поэты-писатели: Магжан Жумабаев, Мухтар Ауэзов, Жусупбек Аймаутов и другие боялись проронить лишнее слово перед ней.