Фальш-старт моей управленческой карьеры случился в 2008 году.
По протекции, меня пригласили работать начальником небольшого отдела в филиал крупной коммерческой компании, которая исторически располагалась в центре города в депрессивном здании, построенном в 30е годы.
В нем можно было играть в какой-нибудь жуткий квест "застенки КГБ" и иногда я себя ловила на мысли о панических атаках..
Итак, отдел, который я возглавила уже несколько месяцев управлялся сам по себе и состоял из очень разных 3х сотрудников:
Молоденькая дерзкая девчонка лет двадцатидвух. Дерьмо в ней так и кипело, так как она очень хотела должность начальника, но её прокатили.
Молодой парень - сын одного из топ-менеджеров компании. Очень вежлив и услужлив, как будто бы не мог пока решить, надолго ли я здесь, но на всякий случай, был приторно любезен.
И...дама пенсионного возраста - неформальный лидер этого коллектива, да что там, мне казалось она олицетворяла целую эпоху этой компании.
Женщина несла себя в этом мире с достоинством и некоторым высокомерием.
Ни единого лишнего слова, все фразы выверены и произнесены с ледяным спокойствием, ни минуты своего времени после рабочего дня или в обеденный перерыв.
Когда я спрашивала по исполнению задач со сроками, она немного наклоняла голову и приподняв свою тонко выщипанную бровь, как несмышленному младенцу поясняла:
- Документы должны отлежаться, прежде чем брать их в работу - и похлопывала пачку писем с визой "к исполнению".
Меня выбешивал такой подход, так как сложно было не входить в пике дедлайнов с таким отношением.
Со временем я поняла, почему здесь было все именно так.
Но дама вызывала восхищение и оторопь. Ее внешнему виду наверное позавидовал бы любой среднестатистический пенсионер.
Она неплохо выглядела, пользовалась косметикой, носила стильные костюмы и черные в сетку колготки.
А как же буду выглядеть я в таком возрасте, думала я? смогу ли так смело надеть, ну я не знаю, колготки в сетку или покрасить пряди в фиолетовый цвет (к примеру)..
В воздухе маленького кабинета 3×3 метра витала враждебность.
Для этих людей, мое появление - как вторжение чужака в их небольшой мирок, и они защищали его как могли.
Я буквально клещами вытаскивала нужную информацию, они отвечали только на прямые вопросы, предпочитали не разговаривать, общались только друг с другом, а меня игнорировали. Мне было эмоционально непросто, но я думала, что со временем мы "притремся", поэтому энтузиазм мой не угасал.
Но однажды произошел случай, который перечеркнул мои стремления.
Меня предупреждали, что директор филиала немного "с пулей в голове", но так как я напрямую ему не подчинялась, то особо не "парилась" об этом. Одна из его странностей была прогуливаться по коридорам и заглядывать в кабинеты к сотрудникам, так сказать, "боевой смотр войск".
В тот день, я разговаривала по телефону с Вип-клиентом, одним глазом выверяя в компьютере данные. Двери были приоткрыты и в кабинет на полкорпуса заглянул директор.
Все натянуто его поприветствовали, в том числе я - кивком головы и глазами. Как мне показалось, он понял, что все заняты делом и удалился дальше по коридору.
Через 10 минут мне позвонил секретарь: "Вас вызывает к себе директор, зайдите через 15 минут!".
Я была немного удивлена, таким внезапным интересом самого директора к своей персоне, ведь я была почти на самой нижней ступеньке пищевой корпоративной цепочки.
Ничего не подозревая, я взяла ежедневник и пошла по длинным узким коридорам здания к приемной директора.
Когда я подошла к кабинету биг-босса мое сердце начало колотиться сильнее, интуиция почуяла неладное.
Директор-мужчина, немногим за 40 лет, с хищными чертами лица предложил мне присесть и начал задавать вопросы о моем предыдущем месте работы и моих руководителях (компания-мой предыдущий работодатель, быстро сумела создать бизнес за счет новых технологий и стала конкурировать на рынке этой же отрасли).
"Когда руководитель входит в кабинет, вам необходимо встать и поприветствовать его. Что может быть важнее для сотрудника, чем его руководитель ?" - задал он риторический вопрос.
"Наверное, клиент может быть важнее" - слабо проблеяла я.
И тут его понесло...Дальше, это был скорее монолог.
Он сокрушался о том, что нам, молодым да энергичным, кажется, что мы все знаем, мы следуем модным технологичным трендам, и тд и тп . Но есть нерушимые ценности работы, которые никогда не дают сбоя и он научит нас работать.
Я понимала, что в человеке говорит уязвленное чувство собственной значимости , воспитанное, видимо, военным прошлым и он даже не ко мне лично обращается, а ко всему новому и эффективному, отличному от его иерархических правил поклонения и порядка.
Вобщем, мой ответ не предполагался. Мы были на разных полюсах , с разными ценностями и убеждениями.
Он - за иерархию, чинопочитание, безприкословное подчинение.
Я - за эффективность, KPI, логику, здравый смысл и обратную связь. Здесь это не сочеталось.
На фразе "что может быть важнее директора?", хоть я и кивала с серьезным видом прилежной ученицы и мои виртуальные банты на голове поникли, но в мыслях я уже писала заявление на увольнение.
Когда директор закончил воспитательную беседу, я вышла из кабинета и решительно направилась писать свой "ответ Чемберлену".
Мой непосредственный руководитель был истинным коммерсантом и продавал мне аргументы за то, чтобы я осталась и учил как надо приспосабливаться к ситуации.
"Не спеши! Ну что тебе стоит вставать, когда он входит! Ну придурь такая, что с того?! Возьми паузу, скушай Твикс, подумай еще"- говорил он мне.
Мне же было очень обидно. "Ну во-первых, мы не в армии, и по правилам этикета, когда мужчина входит, женщина не встает, а я все таки женщина - ответила я.
Про себя я думала про второе "директор коммерческой организации, который не видит очевидного ответа на свой вопрос, "что может быть важнее для сотрудника , чем его руководитель", ставит под сомнение смысл самой работы.
Здесь не про бизнес и клиентоориентированность.
Здесь скорее будет театр для удовлетворения чьих-то потребностей в иерархии и чинопочитании, а документы будут "мариноваться" в многочисленных отделах и департаментах, пока не будет выказано достаточно уважения и почестей его руководителю, чтобы он был исполнен в срок. А должности будут распределять в банях. Не хочу в этом участвовать, я шла за другим опытом. " - с такими тяжелыми мыслями я не передумала, а принесла заявление на следующий день.
Я не проработала положенный испытательный срок в 3 месяца, а ушла через 2 недели после устройства на работу.
Хотя испытание проходят обе стороны (работник и работодатель), но негласно, hr всегда считает, что если человек отработал меньше, то не справился именно работник.
Эта строчка в трудовой книжке меня подводила на дальнейших собеседованиях не раз и мне приходилось тщательно продумывать и выверять свои ответы на такой каверзный вопрос "Почему всего 2 недели?".
Через год я устроилась в другую компанию этой же отрасли, а еще через 3 - эти две компании слились воедино.
Ирония судьбы, что через много лет, я оказалась в том же здании, откуда решительно вышла в 2008 году с мыслью никогда сюда не возвращаться, встречала в коридорах своих так и не случившихся подчинённых, они молча мне кивали и отводили взгляд, предпочитая быстро удалиться.
Меня окружали люди с теми же ценностями в головах, что и раньше, прикрытыми уже новыми "эффективными, человечными и клиентоориентированными", но те, старые, иерархичные, часто отовсюду просвечивали и напоминали мне о том моем первом впечатлении и решении, но так просто встать и уйти я смогла только тогда.