В Магаданской городской Думе рассматривается бюджет города на 2021 год и плановый период 2022-23 гг. Поскольку это напрямую касается каждого жителя города, давайте взглянем на самые важные параметры этого документа, сравним с бюджетом текущего 2020 года.
Бюджет 2021-2023: сокращение дефицита и… доходов
Бюджет 2021 года отличается тем, что он запланирован практически бездефицитным, но он меньше бюджета 2020 года почти на 1 млрд руб.
Что интересно, доходы бюджета в 2020 году оказались больше, чем были запланированы, и превысили по некоторым данным 8 млрд рублей. Почему же тогда запланировано сокращение бюджета на будущий год?
Все станет понятно, если разобраться в структуре доходов Магадана.
Из чего складывается доходная часть бюджета?
Городская Дума планирует бюджет на 3 года. Это позволяет частным подрядчикам чувствовать себя увереннее в работе с бюджетом, понимая, какие программы точно будут финансироваться в следующие 3 года.
Произошла корректировка в пределах 1% в сторону увеличения показателей по сравнению с бюджетом 2020-2022 гг.
Налоговые и неналоговые поступления составляют порядка 42% от всех доходов. Остальное – субсидии, субвенции, дотации.
Запланирован рост налоговых и неналоговых поступлений на 3,5% в 2022 году и 5,5% в 2023 году. По сути, такой «рост» полностью съедается инфляцией.
Пока не определен размер дотаций из федерального бюджета на 2023 год, поэтому парламентарии не могут запланировать эти доходы и расходы.
На что руководство города планирует потратить бюджетные деньги?
Почти половина всех средств бюджета направлена на образование: школы, сады, дополнительное образование. Стоит отметить, что в 2022 году запланирован рост расходов мэрии на 64 млн руб. и сокращение дорожных фондов на 90 млн руб. На сферу культуры выделено почти 400 млн руб., а на массовый спорт и спорт высших достижений – более 360 млн руб.
Программа «Чистая вода», в рамках которой были построены коллекторы, очистные сооружения и т. п., заканчивается в 2021 году. Здесь хотелось бы услышать мнение самих магаданцев: как оцениваете, насколько лучше стала ситуация с водоснабжением и водоотведением?
Душа в рай просится, да долги не пускают…
Кто только не писал о закредитованности администрации города. На сегодняшний день муниципальный долг составляет почти 2 млрд руб., что составляет примерно 70% от годового объема налоговых и неналоговых поступлений бюджета. Запланировано сокращение долга, примерно на 5 млн руб. в год. Без помощи федерального бюджета выбраться из этих долгов невозможно.
Городская администрация сделала долгов в размере 20 тыс. рублей на каждого жителя города. А есть еще долги области. Там тоже кругленькая сумма.
Только обслуживание долга обходится по 1 тыс. рублей в год на каждого магаданца.
Дебет-кредит
Бюджет города остается глубоко дотационным. Администрация оказалась не способной заметно изменить эту ситуацию, поэтому нет смысла надеяться на какой-то экономический рост. Легче и эффективнее выпрашивать новые дотации и субвенции из федерального центра, тем более, что «клиент сейчас теплый»: принята «Национальная программа развития Дальнего Востока».
Сильная сторона бюджетной политики России – это стабильность расходов, планирование их на 3 года вперед по каждому муниципальному образованию. Благодаря этому бюджет понятен и бизнесу, и чиновнику. Однако, на мой взгляд, не очень заметны результаты от миллиардов, которые вкладываются в развитие каждого города, в том числе и Магадана.
Олег Прикоки, председатель регионального отделения Политической партии «ЗА ПРАВДУ» в Магаданской области