Хоть мы, жители 21 века, гордимся своей раскрепощённостью, старинная реклама порой вызывает у нас оторопь: курящие дети, обнажённые женщины, карикатуры, а то и совсем противоправные действия, как на плакате ниже.
В начале 2020 года в Ленинке открылась выставка русского плаката конца 19 — начала 20 веков. К сожалению, обстоятельства сложились так, что выставку вскоре пришлось приостановить. Но рассказы о выставке и экскурсии по ней перешли в онлайн. Искусствовед Валентина Бялик подготовила цикл лекций о русском плакате и мы рады предложить вам посмотреть эти записи.
Журнал «Нива», о рекламе которого пойдёт речь, был чрезвычайно популярен в Российской империи. Он издавался невероятными тиражами в течение 48 лет (с конца 1869 по 1918 год). Каждый год известные художники создавали плакаты, призывающие читающую публику подписываться на приложение к журналу: собрания сочинений, книги модных авторов, репродукции картин русских художников.
В 1904 году такой плакат нарисовала Елена Самокиш-Судковская. На нём изображена модно одетая женщина в шляпке, стоящая на болотной кочке. Одной ногой она опирается на руку лежащего в болоте мужчины.
Она его просто вульгарно топит в болоте!
Что символизирует эта сцена? Валентина Бялик говорит:
А дело в том, что это уже суфражистское движение, это уже движение за права женщин. И хотя это движение в России было не столь активно, как в Европе, но тем не менее, в этом плакате (не к месту абсолютно) всё это присутствует.
Другой плакат той же художницы — реклама приложения к журналу «Нива» на 1907 год, и здесь тоже изображена модно одетая дама.
Валентина Бялик объясняет:
Наличие шляпки на голове как бы говорит о том, что она вполне из благородных.
Но она совершенно решительно, быстро, нетерпеливо несётся подписываться на приложение к журналу «Нива». Здесь есть юмор, прелестная усмешка, что говорит о её прекрасных душевных качествах.
Посмотрите лекцию Валентины Бялик о рекламных плакатах начала 20 века: