Есть в Калининграде памятник архитектуры, который можно связать с известным парадоксом Шредингера. Вроде бы и жив – а вроде бы и нет. Я имею в виду, конечно, Королевский замок.
Продолжение.
Начало рассказа здесь
Вторая часть здесь.
Зрелость.
Итак, общими усилиями Прусских сперва герцогов, а затем и королей, к 18 веку замок окончательно превратился в дворец. Ну как превратился – половину замковых стен и башен, конечно, оставили, а вот из второй половины сделали мини-Версаль. Замок с флигелем Унфрида и перестроенной в дворцовое крыло южной стеной, но с прежними северной и западной стенами и оставшимися без изменений угловыми башнями стал напоминать улитку, высунувшуюся из своей раковины.
На востоке расположилось уже описанное крыло Унфрида в барочном стиле. Ранее же это было «крыло Альбрехта» по имени уже упомянутого последнего прусского магистра Ордена и первого же прусского герцога Альбрехта Бранденбургского. Именно он в середине 16 века решился начать глобальную перестройку замка в светский дворец.
Почему именно здесь? Дело все в том, что по статуту Ордена главные ворота в замок находились с восточной стороны. А потому настоящее «лицо» замка было именно здесь, а не на юго-западе, где чуть позже появится такая узнаваемая башня.
Помните лицо профессора Квирелла из первой части саги о Гарри Поттере? Где оказалось его истинное лицо?
Ворота тоже, естественно, перестроили. Изначальных фото ворот не сохранилось, возможно, это как-то связано с отсутствием у тевтонцев фотоаппаратов (но это неточно). Предполагается, что они были выполнены в стиле, известном в узких кругах как «тяжелая готика»: это когда бочкообразные башни переплетаются полукруглыми массивными сводами, лишь легко намекающими на изящные «стрелы», которые мы все привыкли видеть.
Ну примерно как Закхаймские ворота, я о них рассказывал в одной из предыдущих статей.
Теперь же здесь обосновались въездные порталы, отдельно конные и пешие, с брусчатыми пандусами и широкими лестницами. Последние имели винтовые ответвления на верхние этажи, чтобы не заходить лишний раз во двор.
Южную сторону, а вернее, стену, ту самую, что выходила на Кнайпхоф, пришлось перестраивать после Тринадцатилетней войны (это 1650-е – 1660-е года, если интересно, основными участниками стали Россия и Польша, Россия одержала победу), в ходе которой с ней несколько грубо обошлись русские войска. Итогом обращения стало разрушение стены примерно наполовину, в результате чего ее перестроили также в духе раннего Барокко сплошным флигелем.
Северная сторона, пожалуй, менее всего подверглась перестройке и осталась во многом похожей на свой тевтонский прототип.
Сильнее всего же «досталось» Западу и юго-западу. Ну как досталось – по итогу он обрел тот самый, знакомый каждому местному, вид. Во-первых, в 16-17 веках окончательно снесли Конвентхаус. Вернее, не стало его еще в 16 веке за ненадобностью (замок-то вроде как перестал быть орденским). Оставили только башню орденской церкви, служившую также донжоном (это самая высокая и укрепленная точка замка, главная башня и по совместительству цитадель). Церковь же изрядно перестроили, расширив по месту, а позднее, в начале 18 века, доведя до королевского уровня и по убранству. Все-таки, теперь она должна была принимать (а в ряде случаев и венчать) королей. Сегодня церковь «смотрела» бы на торговый центр «Плаза».
Донжон же принял тот вид, который мы все видим на открытках, в середине 19 века. До того, как стать еще одним ярким примером «кенигсбергской готики» из красного кирпича и множества шпилей, башня была выполнена, насколько известно, в массивном духе «тяжелой готики». Оно и понятно: донжон, все-таки, должен быть грозным и подавлять.
В том же западном крыле расположились Московитские палаты, построенные, как считается, после визита Великого посольства Петра I. Зал после окончания строительства стал самым большим в замке. И для чего, угадайте, использовался огромный зал, названный российским именем? Для праздников и, выражаясь современным языком, «банкетов». Для гулянок, короче.
Все бы ничего, но располагался он над церковью. Видимо, отсюда у нас пошла подсознательная традиция располагать увеселительные заведения в шаговой доступности от церквей и храмов (возьмите для примера Резиденцию Королей рядом с храмом св. влкм. Татьяны. А торговые центры на Площади Победы возле Храма Христа Спасителя? Ладно, ворчать не буду).
Кстати, об увеселениях. Рассказать о замке и не упомянуть местный ресторан «кровавый суд» было бы сродни тому, как рассказать сказку про репку и выкинуть оттуда мышку. Ключевого персонажа, благодаря которому репку и вытянули.
Так вот, в литературе больше прижилась немецкая транскрипция названия «Блютгерихт». По-русски, кровавый суд. Ресторан с собственной винодельней расположился в северном крыле на первом и «минус первом» этажах. Известно о нем достаточно много, и я расскажу суть. Во время Ордена были в этом месте «застенки» и «пыточные», да не одна-две, а целой галереей. Потом замок стал дворцом, пыточные и всякие другие нехорошие комнаты с 17 века быстро распределили по другим заведениям, а здесь обосновался ресторан. Так вот представьте. Вход в заведение был строго с замкового двора, то есть, нужно было зайти внутрь замка. На первых этажах все более-менее прилично. Небольшие залы, достаточно светлые и уютные, с окнами и витражами. Здесь место встреч. Часто эти столики занимают знатные люди для своих: обсудить дела или просто отобедать.
Между ними лестница вниз. Она узкая и темная, практически полумрак, и ведет она на этаж ниже. Тут практически нет естественного света. Мрачно и тревожно. Мимо проходят официанты – все они в тяжелых кожаных фартуках, как у мясников. В какой зал желаете? Перцовая комната? Большой колпак? А может, Испанские иглы Вам по душе? Ах, главный. Зал Пыток? Ну что же, Вы сами пожелали.
Идем через наводящий ужас «мученический ход», узкий и длинный. Вдоль стен – ростовые куклы арестованных в лохмотьях и нарисованные на стенах жутко оскаленные рожи палачей. Кажется, они шевелятся в неровном свете свечей, подмигивают, хотят что-то сказать, схватить. Холодок по спине. И вот мы входим в просторный зал, теряющийся в полумраке. Над головой кружат совы со страшными желтыми глазами. Под потолком над столами повешены деревянные модели фрегатов и линкоров с полным вооружением. А вдоль стен –донья пяти необъятных винных бочек с целыми картинами, вырезанными на них. И всюду орудия пыток, зловеще напоминающие о прошлом этих стен и неприкаянных душах, томящихся в них веками.
Усаживаемся за огромный дубовый стол – и к нам подходит кельнер. Его улыбка в полусвете кажется злобным оскалом, а в глазах отражается пламя. На тяжёлом фартуке, кажется, темнеют свежие пятна. Он подносит нам стакан чего-то темно-красного, почти черного, и густого, очень похожего на свежую кровь. Но нет, это «Блютгерихт №7», знаменитое на всю Пруссию вино местного производства.
Понятно, теперь, почему здесь отбоя не было от посетителей.
В принципе, всех все устраивало. Прусская корона получила удачно расположенный центр, где можно на неопределенный срок обосноваться королевскому двору и не бояться, что завтра изменится политическая ситуация и ты окажешься в окружении, скажем, русских войск. Магистрат радовался, что город отмечен королевской резиденцией, что добавляет ему известности и, в значительной степени богатства. Особенно радовал тот факт, что содержание замка, прилегающей территории и Замкового пруда ложилось на плечи Короны, а не городского управления. С одной стороны, расходы для города были бы непосильны. С другой – Королевство, может, и было бы радо свалить все это бремя на город, но не позволял закон. С третьей – так уж сложилось, что Пруссия была хоть и сравнительно богатым государством, траты у нее постоянно были тоже огромные, а потому содержать в идеальном порядке восточную «мини-столицу» денег вечно не хватало. В частности, поэтому Замковый пруд к описанному времени превратился в сточную канаву, пусть и облагороженную.
Но как знать, будь у города статус попроще, не было бы в нем сейчас такого количества достопримечательностей.
Вернемся, однако, к нашим замкам. Я уже упоминал в прошлой части, что за это время сюда успело стечься большое количество ценностей и реликвий. Что-то осталось от Тевтонского Ордена, что-то привозили с собой короли, а что-то - приезжие торговцы, ремесленники и просто знатные люди.
Что-то же приезжало и в виде подарков. Так, в конце 17 века сюда заезжал и Петр I со своим Великим Посольством. И принимали его именно здесь, хотя по городу в частности и Пруссии вообще он покатался основательно: и в Рагните побывал, и в Шаакене, и в порту много времени провел, и на бастионах. И тоже подарков оставил немало.
В общем, все это добро сначала складировалось в подвалы и палаты, а в 19 веке в Кенигсберге был учрежден музей «Пруссия».
Так, в частности, здесь все время хранилась орденская Серебряная библиотека. Это собрание примерно из 20 томов в прошитых серебром переплетах, в основном на церковную тематику. Не надо удивляться небольшому по нашим меркам количеству. Напомню, что в Средние века книги до 15 века переписывались при монастырях вручную. Приглашали не только переписчиков, но и иллюстраторов, так что заказать одну книгу по тем временам было примерно как сегодня купить трехэтажный дом. Не так много было людей, которые могли позволить себе хоть одну, а из тех, что могли, половина не умела читать, держа артефакт просто для престижа.
В общем, из грубого рыцаря замок окончательно превратился в помпезного светского льва.
Продолжение следует.
Друзья, палец вверх и подписка - это лучшая награда за скромный труд.
Блог автора на Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5eb28f29d3478357e02f410f
Блог автора на Airinme: https://www.airinme.com/user/?name=raven357