Найти в Дзене
Мама - педагог

Как делать звуковой анализ слов с дошкольниками? (памятка)

Оглавление

Мне всегда было интересно, как в звуковом анализе ребята допускают ошибки? Ведь нужно просто СЛЫШАТЬ звуки речи! Но оказывается нужно не только слышать, но и уметь СДЕЛАТЬ АНАЛИЗ. А это уже функция мышления. При развитом слуховом восприятии и умении анализировать звук, сложностей со звуковым анализом нет.

Еще статья по звуковому анализу здесь.

Итак, небольшая памятка по звуковому анализу для начинающих дошкольников и их заботливых родителей.

Звуки – это не то же самое, что буквы.

То есть необходимо донести до ребенка разницу между звуками и буквами. Буквы мы пишем и видим, а звуки слышим и произносим.

Например, в звуковом анализе не может быть Е, Ё, Ю, Я, так как это гласные буквы, но не звуки! Эти буквы могут давать один либо два звука в слове.

Также согласная буква, например, М, может давать твердый или мягкий звук. Однако есть согласные буквы, которые могут давать ТОЛЬКО твердые или ТОЛЬКО мягкие звуки.

-2

Ж, Ш, Ц – только твердые

Ч, Щ, Й – только мягкие

-3

Ъ и Ь знаки звука не дают!

Они носят вспомогательный характер и не являются ни гласными, ни согласными.

-4

При звуковом анализе мы отмечаем ТОЛЬКО те звуки, которые СЛЫШИМ (произносим)!

Например, в слове ЛЫЖИ, мы на конце слова слышим Ы. Да, в цветной звуковой схеме и И, и Ы мы отметим красным цветом. Но понимание должно присутствовать! Это важно для дальнейшего звукового разбора в начальной школе. Что произносим, то и отмечаем! Например, в слове КОРОВА произношение будет КАРОВА, и ребенок должен понимать, что он отмечает не О, а А в звуковой схеме. Также, например, в слове ГОРОД на конце слова мы произносим звук Т. Его и отмечаем.

-5

Важно понимать, что звуков может быть больше, чем букв в слове.

Это случается если буквы Е, Ё, Ю, Я дали два звука.

И наоборот, букв может быть больше, чем звуков.

Это бывает когда есть Ь и Ъ знаки (которые не дают звука) или есть непроизносимая согласная (например, СОлНЦЕ).

Звуковой анализ – самая простая тема в русском языке, если ребенок умеет слышать и анализировать речевые звуки. Если же нет – учите все нюансы, сохраняйте памятку и эта тема тоже будет проста для вас. Это начало большого раздела под названием ФОНЕТИКА. Задания по звуковому анализу вынесены на ЕГЭ, так что рекомендую отнестись к звукам серьезно!

Если ребенок не выговаривает какие-то звуки, обязательно обращайтесь к логопеду!

А для развития слухового восприятия звуков у меня есть специальное пособие «Найди звук» в двух частях. Узнать о нем подробнее, почитать о нем и приобрести вы можете в моем аккаунте Инстаграм.

Оставляйте свои вопросы и комментарии под статьей, делитесь эмоциями!

И до новых публикаций!