Из Москвы в Улан-Удэ регулярно летают две авиакомпании – S7 и «Победа». На момент покупки билета – за два месяца до рейса – билет на самолет «Победы» стоил вдвое дешевле, чем у конкурента: семь тысяч рублей против 14 тысяч. Пришлось выбрать лоукостер.
Самолеты до Улан-Удэ летят около шести часов. Далеко не каждый среднемагистральный тип может преодолеть такое расстояние. Но Boeing 737, который использует «Победа», может (у S7 на этом направлении – сверхсовременные A321neo).
На этапе покупки билета я понимал, что сидеть шесть часов в кресле с фиксированной спинкой будет тяжело. Но переплачивать за двоих 14 тысяч не хотелось. Я сразу же выбрал второй тариф – с багажом и включенным выбором места. Был доступен второй ряд, так что я с радостью взял билет туда – поближе к кабине. Впереди и гул от двигателей меньше и интереснее. Можно наблюдать за жизнью бортпроводников, иногда даже можно увидеть кабину.
Все ругают «Победу» за драконовские правила. Я эти правила хорошо знаю и готов к ним, поэтому ругаться мне не за что, кроме…
Кроме работы стоек регистрации во Внуково. В день, когда мы улетали, в Москве был сильный снегопад, поэтому в аэропорт мы попали сильно позже, чем планировали – минут за 20 до окончания регистрации. Это еще хорошо, что поехали на «Аэроэкспрессе», а не на машине. Если б на машине, то точно опоздали бы. На электричку в тот день был аншлаг.
Во Внуково под «Победу» выделено сразу несколько (с десяток) стоек регистрации – сразу для всех рейсов. Но этого мало – «хвост» из людей был очень длинным. Мы поняли, что не успеем, если будем стоять до последнего, поэтому пришлось извиниться и пролезть вне очереди, когда перед нами оставалось еще человек десять, а времени уже не было. Каюсь, но делал я это впервые в жизни.
Иногда, когда до конца регистрации на конкретный рейс остается 10-15 минут, а на стойках регистрируют сразу несколько рейсов, сотрудники аэропорта или авиакомпании просят пройти без очереди опаздывающих пассажиров. Но здесь ничего подобного сделано не было. Имеют право, но жаль...
В «чистую зону» Внуково проходим спокойно. На наши термосы с чаем сотрудники службы безопасности не обращают внимания. Это приятно – питья на какое-то время хватит. Потом попросим у бортпроводников еще. Мало кто знает, что в «Победе» дают по запросу не только холодную воду, но и кипяток, если у пассажира есть термокружка.
При выходе на посадку в этот раз не зверствовали, рюкзаки в каллибратор запихнуть не просили. Хотя я точно знаю, что мой не влез бы, потому что внутри лежал ноутбук. Ноутбук «Победа» разрешает возить отдельно, поэтому я его вынул бы и тогда рюкзак запихнулся бы. Но, к счастью, ничего такого проделывать не пришлось.
«Победа» – лидер по пунктуальности и скорости прохождения всех процедур. Быстро садимся в самолет, который рекламирует курорты Ставропольского края. Это смешно – лететь в минус 30 на самолете с рекламой теплых краев.
Вместо приветствия Харламова включают что-то в исполнении Сергея Бурунова. Этих записей я еще не слышал – давно не летал.
Взлетаем вовремя. Впереди 5,5 – 6 часов ночного полета. На восток лететь всегда сложнее – «проглатывается» ночь. Жена запросто спит в самолете, а я не могу. Развлекал себя то ноутбуком, то наблюдением за окружающими. Бортпроводники периодически просили всех не просто «надеть маску», но и сделать так, чтобы маска прикрывала и нос, и рот. Маски у пассажиров периодически сползали, после чего бортпроводники подходили повторно.
Но лететь было долго и вскоре всем надоело играть в эту игру. Кстати, при обратном дневном перелете (я летел из Иркутска в Москву) экипаж «Победы» был более суров и настойчив, бортпроводник даже пригрозил одному мужчине не пустить того в самолет, если он на входе не наденет маску. Даже ко мне подходили, когда маска сползла к подбородку.
Пока летели, позалипал я в ноуте, поел, посмотрел на бортпроводниц, попросил принести чаю, опять поел, поиграл в тупую игру на смартфоне, попробовал поспать, послушал подкаст, посмотрел видео. Маялся, как мог. Но долетели.
Спасибо «Победе», что по графику. Как и обратный перелет из Иркутска. Но из Иркутска в Москву – рейс дневной. Он проходит намного легче.
Полечу ли я еще раз? Да, если разница в цене опять будет столь существенной.
Но, кажется, это перелет в Улан-Удэ – самый сложный из всех возможных. Все, что дальше от Москвы, – уже не на «Победе».
Кажется на узкофюзеляжных самолетах большее расстояние можно преодолеть только до Якутска (самолет летит 6 часов с копейками), но на этом маршруте работают авиакомпании, в самолетах которых спинки не зафиксированы.
Все, что еще дальше, – уже на широкофюзеляжных бортах. А там и сидеть намного проще, и кормят, и экраны есть в креслах, и спинки откидываются.