Несколько раз бывало, что я разговаривала со знакомыми русскоязычными в Швеции и мы друг друга не понимали. Вот я регулярно думаю о том, что общего у меня со шведской культурой, а что очень отличается. Как мне занять место в обществе, которое соответствует моему возрасту и профессии. А моим собеседникам иногда почти что наплевать, как живут шведы, ну может просто немного любопытно. Уж точно нет мыслей как-то это повторить.
Например, я часто завожу разговоры про то, что шведы мечтают о домике в деревне, странно воспитывают детей, не понимают городских развлечений, любят на все выходные уезжать из города, а лучше туда и не приезжать. А они мне в ответ: "Ну и что, ну пусть хотят". У меня голова шла кругом! Но потом я поняла, что все мои собеседники приехали в Швецию парами. Или нашли себе уже после переезда пару на родине. Им как бы и не надо подстраиваться. У них "русская семья" и "вот мы такие".
И на примере этих разговоров оказалось, что между адаптацией пар и одиночек есть существенная разница.
Она состоит в разной степени необходимой интеграции и ассимиляции.
Когда я вышла из студенческого возраста (и своего студенческого брака) то поняла, что в 30+ местные мужчины уже начинают спрашивать, сколько ты скопила на домик в деревне, и какие велосипеды (и лыжи) ты любишь больше - обычные или горные?
А также то, что здесь есть определенная социальная иерархия, базирующаяся на том, в какой деревне ты живешь, где катаешься на лыжах и сколько у тебя детей - должно быть минимум 2 с разницей 2-3 года, а лучше 3. (Один ребенок это странно и для большинства шведов непонятно). Проводить свободное время тоже "нужно" определенным образом.
Иммигрантские пары как бы исключены из этой гонки - они другие. Ну а иммигранты без пары?
Я с большим интересом читаю блоги приехавших в одиночку (пусть их и абсолютное меньшинство), например недавно один русский парень из Финляндии писал на тему того, почему некоторые русские "берут себе жену из России". Меня по-доброму насмешила эта фраза - как "берут квартиру" или машину, но в этом есть и некая правда, - действительно, никакие проблемы наших женщин со шведскими мужчинами не сравнятся с полным непониманием наших мужчин и шведских женщин!
Там, на мой взгляд, проблема с обеих сторон. Наши мужчины часто хотят, чтобы женщина, с одной стороны, не сидела у мужа на шее много лет (справедливо) и приносила в семью зарплату, а с другой - чтобы она единолично вела хозяйство, одна брала декрет, а во время сидения в декрете ещё и готовила, стирала и убирала (а мужчина может быть иногда "поможет" с ребенком на пару часов - и то, чтобы жена могла убраться или в душ сходить, а не отдохнуть). Наши люди работу по дому и уход за ребенком иногда до сих пор воспринимают как "помощь" женщине (в отличие от шведов). Шведку такое положение дел не устроит. Ну а шведки в свою очередь иногда вообще отрицают какой-либо пол, обижаются, когда за ними пытаются ухаживать, заботиться или проявляют какие бы то ни было "гендерные манеры" (это стереотип, но он очень часто встречается). Одна знакомая женщина жаловалась мне на то, что мужчины очень обижают её тем, что "всё время пытаются как-то позаботиться" (продмонстрировав этим, по её мнению, своё "превосходство"). Меня это очень насмешило, я даже не знала, что ответить.
Впрочем, сейчас в Швецию стало приезжать новое поколение наших - молодые парни лет 25, которые уже по сути настоящие европейские миленниалы, бунтующие против "навязанных идеалов мужественности" и прочего патриархата. Я уверена, им будет здесь хорошо. А ещё я недавно читала девушку, которая по доброй воле передвигается по Стокгольму на велосипеде, а свободное время проводит в походах. В её окружении "все стали бегать здесь марафоны, сплавляться на байдарках, кататься на лыжах" - они тоже очень легко подстроятся. Так что многим одиночкам тут сразу очень легко. Я помню, как одна знакомая с блеском в глазах рассказывала, что наконец-то ей больше "не нужно" краситься и носить каблуки. (Хотя большинство среди шведок красятся - а вот каблуки и правда редкость).
Так что одиночкам может быть легче, если они сразу принимают местную культуру загорода, спорта на открытом воздухе, стремления в деревню, отстутствие необходимости иерархии с детьми и порядка в школе, культурной жизни и.т.д.
А парам из одной страны хотя и гораздо легче уже просто потому, что человек не один, решен вопрос помощи в быту, компании для общения и досуга, не нужно подстраиваться в культурном смысле, но у них есть и свои сложности в интеграции - зависимость одного из партнеров от другого, отставание в карьере, иногда отсутствие круга друзей у того из партнеров, кто еще не работает (как правило, у женщины). Один недоволен, что второй не приносит денег, и вся ответственность на нем одном - второй ругается, что постоянно один дома тащит быт и "мы никуда не ходим" и.т.д.
Так что никому не бывает 100% легко. Парам просто чуть-чуть легче, что не нужно встраиваться в местный образ жизни и жить как шведы. А одиночкам в поисках друзей и пары - нужно как-то пытаться встраиваться. И это сложнее, когда человек становится старше. Шведы-студенты еще более открытые разным образам жизни, а вот постарше уже приходят к тому, что правы были родители, родная деревня или что-то подобное - это рай.
Студенты обычно уезжают из деревни в город учиться со словами "никогда больше", а потом в 35 с улыбкой и вздохом ищут себе такую же.
В любом случае, я благодарна судьбе за годы, которые провела в настоящей шведской семье - я во многом ассимилировалась, полюбила местные традиции, еду, многие обычаи. Сейчас, зимой, я соблюдала все адвенты, пекла имбирное печенье и зажигала свечи в нужном порядке. Я гораздо лучше знаю Швецию и понимаю местный уклад, чем те, кто жил один или с партнёром из своей страны. Я гораздо лучше знаю порядки в Швеции, чем в моей родной стране, где я никогда не снимала самостоятельно квартиру или не платила коммунальные платежи. Так что в результате все мы проходим свой путь. Где-то ассимилируемся, где-то нет.