Найти тему
ЖурналистЪ

Ка-52 «Аллигатор»: чем он не устраивает наших пилотов

Российский ударный вертолет Ка-52, который более известен в мире, как «Аллигатор», совсем скоро будет подвержен модернизации. Об этом сообщило министерство обороны РФ.

Это было подано под соусом того, что уже пора это делать и время пришло переходить на новый уровень. Более того, кто-то уже говорит, что сроки модернизации закладываются ранее. Как будто, в 1995 году кто-то знал, что в 2021 году будут изобретены какие-то определенные типы защиты, вооружения и так далее. Естественно, это не так и так быть не может. Просто время показывает, что машина морально устарела. В случае с Ка-52 обидно, что устарела, так и не побывав в боях по большему счету. А, ежели учесть, что на 85% Ка-52 состоит из агрегатов «Черной акулы» (Ка-50), то вопросы есть вообще по самому существованию этой боевой машины. Нужна ли она авиации?

Основные претензии российских пилотов к «Аллигатору»

И таких претензий накопилось немало. Есть миф, который поддерживается всевозможными телеканалами «Звезда» и прочими про-государственными источниками. Миф касается того, что Ка-52 чуть ли не лучший вертолет в мире. Так ли это? Сравнения с иностранными аналогами говорит, что так может быть вполне. Так было и с Ми-28, и с «Апач» (АН-64), и так далее. Но сравнения, как вы понимаете, чисто теоретические. Тем не менее, как будто мы уже априори приняли для себя тот факт, что «Аллигатор» — самый совершенный в мире представитель этого класса авиации.

Но у многих пилотов есть иное мнение. Ка-52 можно назвать одним из лучших в мире в совокупности с нашими пилотами. Так, возможно, он так хорош не благодаря своим характеристикам, а благодаря пилотам? В этом уверены многие наши специалисты. А высокой живучести удалось добиться за счет ракетного комплекса «Вихрь», заряды которого достигают цели в два раза быстрее иностранных аналогов, и дает пилоту в два раза больше времени на маневр ухода. А система обнаружения целей «Жук-А» делала когда-то эффективность еще выше. Но, что касается именно технических моментов самой машины, то тут очень много вопросов.

Многие испытатели жаловались на перегруженность электроникой, которая резко снижает эффективность машины. То есть, требуются новые генераторы. А это влечет к модернизации иных узлов. Требуется модернизация силовых агрегатов. Но основные изменения, все же, будут касаться электроники. Системы обнаружения цели устарели, требуют модернизации. Тот же «Апач» имеет уже возможность управлять двумя беспилотниками (разведка и атака), которые делают этот вертолет практически неуязвимым. У Ка-52 такой возможности нет. Мы вообще упустили момент, когда весь мир начал переходить на войну беспилотных аппаратов.

Ка-52 выпустили единицы, но он давно устарел.
Ка-52 выпустили единицы, но он давно устарел.

Но основная претензия — массовость. Точнее, ее отсутствие. Если АН-64 (который «Апач») является одним из самых массовых в своем классе вертолетов в мире, то Ка-52 — это единичная история. Как известно, чем более массовый выпуск, тем больше вариантов исправить и доработать машину. И у нас есть живой пример — Ми-8, который реально можно назвать одной из лучших военных машин в мире. Естественно, в своем классе.