Как не превратить пост в нечто диетологическое? Как не провести его так, чтобы он прошёл мимо? Какие конкретные задачи на пост нужно ставить, рассказал протоиерей Андрей Ткачёв.
Думаю, что всё, что касается поста, должно касаться и всей жизни в целом. И пост — это только концентрированное отношение к жизни. Поэтому надо задать вопрос: как сделать так, чтобы жизнь не прошла мимо? Как сделать так, чтобы всё важное в жизни не превратилось в формальность?
Отмечу, что христиане никогда так много не грешат как в то время, когда пост заканчивается. В течение поста мы более менее можем застегнуться на все пуговицы и взять себя в руки. Но когда пост заканчивается, мы с размахом выписываем себе индульгенцию на то, чтобы отстраниться от всех правил и законов, и начинаем нарушать их. Поэтому пост — это всего лишь концентрированное выражение жизни вообще.
Меру достоинства любого дела определяет то, ради чего ты это делаешь. Если пост держится человеком ради диеты, ради похудения, ради здоровья, ради внешнего вида, то у него одна цена. Если пост держится потому что так надо по традиции, без критического осмысления — это другая цена. Пост нужно посвятить, как и всё остальное, лично Господу Иисусу Христу.
Не вкушай — это первая заповедь Иисуса Христа. Необходимо вписать свой пост в контекст заповеди «не вкушай», отказавшись от определенного вида пищи с тем, чтобы несколько истончить свою телесную природу, ослабить её влияние на душу.
Чтобы душа расправила крылья. Потому что дух и плоть после грехопадения находятся в противоборстве. И они не могут примириться. Идёт борьба с самим собой.
Самая великая борьба — это борьба с самим собой. Об этом говорят все великие культуры. Об этом говорит и Священное Писание. Человек, побеждающий города не так славен, как человек, обуздывающий гнев. И человек, побеждающий себя, например, воздерживающий язык, более славен, чем все остальные победители.
Пост — это борьба с самим собой, совершаемая ради Господа Иисуса Христа, и по подражанию Господу Иисусу Христу. Поскольку сам Он, выходя на проповедь, постился перед этим 40 дней.
Здесь надо разделить пост и воздержание. Потому что воздержание — это уменьшение количества еды, уменьшение времени сна, умножение молитв... А пост — это, собственно, не есть и не пить. Если сюда включить и молитву — это и есть война. Война с самим собой. С миром падших духов, влияющих на мысли человека.
Если человек вступает в этот труд, то он воин Христов. Воинское сознание сопутствует христианскому сознанию. Если всё это присутствует, то пост не будет формален и не пройдет мимо. Он пробежит быстро. Его нужно обнять, облобызать и обрадоваться тому, что он пришёл.
Что касается формальности или неформальности проведения поста... Человек должен знать себя. Никто не знает, что в человеке, кроме духа, живущего в человеке. Я знаю свои проблемы. Вы тоже должны знать свои проблемы. Как вы можете понять другого человека или как вы можете оценить происходящее в мире, если вы не понимаете самих себя?
То есть человеку вменяется в необходимость самопознание, о чём апостол Павел говорит: «Вникай в себя и в учение, занимайся этим постоянно». Причём вникание в себя предваряет вникание в учение. Человек должен знать себя, на что он слаб. Кого-то больше мучает вопрос денежный, кто-то блудит, кто-то пьёт, кто-то синеет от злости.
Поэтому, зная свои проблемы, человек должен определить направление борьбы. Кто-то может обойтись без мяса, но не может без шоколадочки. Кто-то хорошо себя чувствует без спиртного, но вот без сигареты нельзя. Или, например, человек может прекрасно обходиться без мяса и сладкого, без сигарет и спиртного, но тёщу свою терпеть не может, и глаза бы на неё не глядели.
То есть нужно определить свои больные места и повести борьбу в этом направлении. Чтобы это было временем самоиспытания, самоврачевания, призывания Бога...
Когда человек борется с собой, он ощущает себя в изнеможении. Он не всё может, и тогда он начинает молиться Богу о помощи. До этого состояния должен каждый дойти. Это состояние священной немощи и взывания о помощи.
Кроме того, существует такая вещь для современного человека, как информационный пост. Если человек отдаёт уши и глаза на откуп всему тому, что показывается по телевизору и в Интернете, он не постник. Он обманщик. Обманщик себя самого. Он самообманщик.
Главное в человеке — не чрево, а сфера ума. Этой сферой крутит лукавый, как ключами на брелоке. Нужно ограничить поступление внешней информации внутрь своего мира, внутрь своей души. Это чрезвычайно важно. Важнее всего остального.
Ещё статья: Пост — это, прежде всего, борьба со своими мыслями. Объясняет Алексей Осипов.
Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство пост рождественский пост веравбога религия протоиерейандрейткачев