Найти в Дзене

Удивительная трансформация Святого Георгия

У многих народов язычество переплелось с пришедшим на смену ему христианством, но, пожалуй, в Осетии метаморфоза случилась самая интересная. Знакомьтесь: Уастырджи.

Алагирское ущелье, монумент Уастырджи
Алагирское ущелье, монумент Уастырджи

Уастырджи - важнейший дзуар (небожитель, святой-покровитель) в традиционной религии осетин. Он является покровителем мужчин, путников и воинов. В местном эпосе он изображается в виде старца в белой бурке на белом [трёхногом] коне, но иногда появляется среди людей в образе нищего старика. Является посредником между Богом и людьми.

Изображение Уастырджи в посвящённом ему святилище в селении Дзивгис
Изображение Уастырджи в посвящённом ему святилище в селении Дзивгис

Нартский эпос начал создаваться ещё до нашей эры, поэтому не очень понятно, в какой именно момент в нём появился Уастырджи, но считается, что его имя происходит от Wac Gergi - "Святой Георгий".

Что удивительно, в святилище Уастырджи в селении Дзивгис, где мне удалось побывать, на стенах соседствуют изображения "канонического" христианского Георгия-Победоносца, поражающего копьём змия, с сугубо местными изображениями летящего по небу седобородого великана-богатыря (обычно без дракона). На самом большом монументе в Алагирском ущелье Уастырджи больше похож на местного героя, но и дракон на всякий случай на памятнике присутствует.

Алагирское ущелье, монумент Уастырджи
Алагирское ущелье, монумент Уастырджи
Алагирское ущелье, монумент Уастырджи
Алагирское ущелье, монумент Уастырджи

В Алагирском ущелье этот монумент является частью комплекса-святилища, т.н. дзуара.

Алагирское ущелье, дзуар Уастырджи
Алагирское ущелье, дзуар Уастырджи
Алагирское ущелье, дзуар Уастырджи
Алагирское ущелье, дзуар Уастырджи
Алагирское ущелье, дзуар Уастырджи
Алагирское ущелье, дзуар Уастырджи

Совершенно загадочной деталью в облике Уастырджи является то, что его конь трёхногий. В эпосе упоминается это как данность, но нет никаких объяснений, почему и при каких обстоятельствах конь оказался именно таким. При этом современными исследователями эпоса выдвигались версии, что он не трёхногий, а огненноногий, что сходно по звучанию, но у них мало сторонников.

Проблемы интерпретации возникают также оттого, что эпос передавался устно сказителями.

Тем не менее факт остается фактом: мотив трехногости коня, принадлежащего Уастырджи, четко фиксируется нартовскими текстами, записанными от разных сказителей.

А в современных изображениях конь то трёх, то четырёхногий. У монумента я вообще чётко вижу только две передние ноги коня :-)

Алагирское ущелье, монумент Уастырджи
Алагирское ущелье, монумент Уастырджи

В Осетии у Св.Георгия много святилищ, а в третье воскресенье ноября отмечается праздник в его честь - Джеоргуыба. Праздник длится неделю; в старину он отождествлял окончание сельскохозяйственных работ.

Святилище Уастырджи в селении Дзивгис сочетает в своём облике традиционную местную архитектуру с христианскими колоколами.

Дзивгис, святилище Уастырджи
Дзивгис, святилище Уастырджи
Дзивгис, святилище Уастырджи
Дзивгис, святилище Уастырджи
С древним святилищем связана легенда. Однажды в Куртатинском ущелье посреди лета выпал сильный снег. Все вокруг стало белым-бело. Вдруг жители селения Дзивгис увидели, что одно место совершенно не тронуто снегом. Это было так необычно, что они решили посмотреть, в чем дело. Пробрались сквозь глубокий снег к этому месту и обнаружили в центре покрытой зеленой травой поляны две горячие надочажные цепи. От цепей исходил пар, а земля вокруг них была совершенно бесснежной. Люди поняли, что это дар небес, и решили построить на этом месте святилище.

(источник)

Дзивгис, святилище Уастырджи
Дзивгис, святилище Уастырджи
Два старинных церковных колокола над аркой при входе на территорию храмового комплекса — это дары грузинских царей. Георгий и Арчил пожертвовали их Дзивгисскому «крестохранилищу» в 1613 и 1683 годах как приношения, дабы «на глас их приходили осетины прославлять Троицу».

С приходом в Осетию христианства древнее святилище в Дзивгисе неоднократно пытались перестраивать в христианскую церковь. Однако сами обряды остались неизменными.

Дзивгис, святилище Уастырджи
Дзивгис, святилище Уастырджи

Ни один храмовый праздник не обходится без застолья. В комплексе святилища под эти цели специально отведено несколько "служебных" помещений для заклания барана и выпекания осетинских пирогов.

Дзивгис, святилище Уастырджи
Дзивгис, святилище Уастырджи
Дзивгис, святилище Уастырджи
Дзивгис, святилище Уастырджи
Элемент украшения помещения для застолья
Элемент украшения помещения для застолья
Дзивгис, святилище Уастырджи
Дзивгис, святилище Уастырджи
Окошко для передачи приготовленной еды в помещение
Окошко для передачи приготовленной еды в помещение

Вот небольшое видео, на котором видно зал для застолий и служебные помещения.

в Северной Осетии мне встречались дзуары и других местных святых; об этом - в следующих постах. Не переключайтесь!