Актёр Юрий Григорьев в космопорт попал случайно, встретился в коридоре студии Горького с Павлом Арсеновым. И режиссёр сразу предложил ему сыграешь профессора Селезнёва, папу Алисы. По сюжету профессор умеет говорить на языке системы Стрельца. Этот язык актёр придумал прямо на съемочной площадке...
Он предложил говорить какую-то скороговорку, а потом запись воспроизвести в ускоренном виде. В результате из всем известной скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит» получилась весьма интересная «инопланетная» речь. Встречать космическую экспедицию в космопорт профессор Селезнёв примчался на флипе.
Эти летательные аппараты будущего для фильма изготовили на планерном заводе в Литве. Каждый флип обошелся киностудии Горького в 5.000 руб. Столько в то время стоил автомобиль «Жигули», но затраты себя оправдали. У зрителя создавалось полное ощущение полета.
Конечно, не обошлось без комбинированных съёмок. На длинных алюминиевых удочках привязывали на леске макеты флипов с куклами внутри. Они двигались и всё это выглядело весьма правдоподобно. А крупные планы уже снимали, ставя на грузовик большие флипы, чтобы мелькало что-то сзади и было впечатление полёта. Или ставили на операторский кран и поднимали все эти конструкции.
То, что опасные космические пираты должны быть парочкой толстый и тонкий было прописано в сценарии изначально. На роль Весельчака У Павел Арсенов безо всяких проб пригласил Вячеслава Невинного. Ведущий артист МХАТа подошел к этой роли со всей ответственностью.
Он внимательно читал сценарий и делал свои правки, убирал или добавлял текст. Затем умело убеждал, и режиссёр всегда соглашался. На роль второго пирата Крыса Кир Булычёв порекомендовал режиссеру взять Михаила Кононова. Он жил с ним по соседству, видел часто, и знал, что из этого артиста может получиться превосходный злодей.
Пираты, так любящие кефир, могли без сожаления уничтожать всё, что вставала на их пути. Для этого у них были супербластеры, которые, между прочим, стреляли настоящим лазером, впервые в советском кино. Этот лазер брали на съемки в музее космонавтики.
Все благостные картины счастливого будущего планировали снимать в Гаграх осенью 1983 года. Нашли место для декораций, выстроили их, но поработать не успели. Зарядили ливни с ветрами, и изумрудные лужайки превратились в месиво грязи. Больше всех был расстроен директор картины.
Специально для съемок он привез из Москвы в Гагры дрессированного козла. Директор картины Георгий Оскарович Федянин ехал с этим козлом в одном купе, и это было ещё то путешествие. В купе стояла жуткая вонь, он не мог уснуть, уходил и стоял всё время в коридоре. И так целые сутки. Подвиг директора оказался напрасным, в Гаграх с козлом не сделали ни единого кадра.
Космический зоопарк режиссёру тоже пришлось снимать весной в Москве, в Ботаническом саду. На Кавказе успели снять только море, в кадре за дверями автобуса будущего, который мгновенно может телепортировать пассажира в любую точку Земли. Такой оригинальный способ перемещения в пространстве придумал режиссёр картины Павел Арсенов.
Сцену с крокодилом тоже снимали в Ботаническом саду, и люди, которые гуляли в тот момент по парку принимали резиновую рептилию за настоящую. Проходя мимо, они вздрагивали от ужаса, заметно ускоряя шаг.
В конце XX века биороботы были очень модной темой в научной фантастике. Но создателям «Гостьи из будущего» хотелось, чтобы их робот Вертер был особенным. Стояла задача уйти от клише, которое уже навязало американское кино с железными и мощными человекоподобными машинами. Необходимо было передать, вдохнуть в робота человеческую теплоту и доброту.
Комбинезон, который сшили для Вертера, не мешал артисту свободно двигаться. Правда художники по костюмам не учли одну важную деталь, которая могла бы позволить сходить в туалет. Не учли, что всё-таки актёр не робот, а человек. Поэтому, когда Герасимов натягивал этот костюм, то должен был действительно, как робот, стойко держаться все восемь часов съёмочной смены.
Вместе с режиссёром Евгений Герасимов придумал своему герою манеру говорить, специфический смех и размашистую механическую походку. Робот Вертер способен любить, в тайне он страдает по Полине, понимает прекрасное, сам пишет стихи и умеет дружить. Так, самоотверженно он бросается на помощь своему новому другу Коле.
И когда пришло время снимать эпизод гибели Вертера, Павлу Арсенову стало жаль этого доброго робота. И он вполне серьезно предложил Евгению Герасимову переписать сценарий и оставить Вертера в живых. Но актёр, жертвуя продолжением своей роли сказал, что пусть всё-таки этот трогательный момент гибели героя останется в памяти зрителей таким, как есть.
И действительно, этот и другие моменты, добрые, поучительные, весёлые и печальные навсегда останутся в наших воспоминаниях об этой красивой, интересной и волшебной истории. Истории, в которой все надежды и мечты обязательно должны сбыться в прекрасном далёко.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ
СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И
КОММЕНТИРУЙТЕ