За виртуальной партой со мной сидят будущие экологи, - в основном, годящиеся мне в дети.
Нам иногда показывают ролики, где под трагическую музыку ходит Грета-котлета, а ученые берут пробы из шипящих луж.
Мы в подробностях изучаем, сколько CO2 выбрасывают теплостанции, каков состав шлейфа гражданского самолета, какие газы выделяют огромные свалки – все как положено.
Моих одногрупниц страшно волнует, сколько метана выпукивают коровы и почему люди до сих пор не понимают, что веганизм – дорога в светлое экологическое будущее.
И вот тут у меня возник вопрос из прошлого тысячелетия. Мои ровесники помнят, как все наше детство прошло под угрозой глобального похолодания. Помните Вознесенского:
Ядерная зима, ядерная зима...
Наука это явление лишь год как узнала сама.
Превратится в сосульку
победившая сторона.
Капица снял мне с полки байроновские тома.
Байрона прочитайте! Чутье собачее строф.
Видно, поэт — барометр
климатических катастроф.
⠀
Так вот, нас тогда, 40 лет назад, учили, что испытания ядерного оружия и ядерные взрывы приведут к глобальному похолоданию.
⠀И в свете сегодняшнего глобального потепления встал у меня вопрос: а к чему приводит использование сегодняшнего оружия? Почему в списке есть причины глобального потепления есть переработка нефти, выхлопы, пуки коров, и ВООБЩЕ нет войны?
⠀
Наш лектор на этом моем вопросе просто оторопел слегка. Ну его можно понять: читаешь лекцию перед экраном, вместо лиц британских студентов – черные кружочки, все под запись, и вдруг такой голос с суровым русским акцентом: эй, мужик, а каково влияние войн на экологию? Каков экологический ущерб от запуска ракеты среднего радиуса действия? Известно ли, сколько требуется времени на восстановление почвы, сожженной напалмом? Какие газы выделаются при взрыве гексогена?
⠀
В общем, он невнятно промямлил, что многие экономики зависят от производства оружия, и вообще – увы, это не его тема, он не в теме.
Ну ладно, гугл мне в помощь. Я взяла для простоты войну в Персидском заливе 1991 года – помните такую? Маленькую войнушку за нефть, всего 9 месяцев. Всего.
⠀
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ВОЙНЫ В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ.
⠀Было разрушено 700 нефтяных вышек, в результате чего произошел разлив 60 млн баррелей нефти.
⠀10 млн баррелей нефти выплеснулось в море, повредив акваторию залива и береговую линию длиной в 1500 км. Очистка обошлась 700 млн. Дол.
⠀Стоком нефти в почву и отходами взрывов было отравлено 2/5 всех запасов пресной воды Кувейта (подземные воды – основной источник в этой засушливой стране), они не до конца восстановлены даже сейчас.
⠀Около 10 млн м3 почвы были определены как непригодные для земледелия даже спустя 8 лет после войны.
⠀Воздушным ударом были разнесены очистные сооружения Кувейта, из-за чего 50 000 м3 канализационных отходов выливалось в Кувейтский залив В ДЕНЬ.
⠀Выбросы CO2 соответствовали 2-3% глобального годового антропогенного вклада от использования ископаемых и современных видов топлива всего мира.
⠀За девять месяцев войны и почти непрерывных нефтяных пожаров, дым которых застил небо Кувейта, средняя температура упала на 10 градусов.
⠀Но этого мало.
⠀Кувейт, в свою очередь, использовал в войне специфическое оружие – снаряды, в которых использовался обедненный уран (изотоп урана-238). Он очень плотен и используется в снарядах, предназначенных для пробивания брони, укрепленных бункеров и других подобных целей. Снаряды с обедненным ураном образуют осколки и пыль, которые выделяют оксид урана в воздух.
⠀Оценки количества обедненного урана, использованного союзными войсками в первой войне в Персидском заливе, колеблются от 290 до 800 тонн.
⠀Тысячи гектаров земли в Ираке были повреждены отходами урана.
начительная часть водно-болотных угодий Ирака, важных составляющих экосистемы страны, была запустынена. Их активно восстанавливают сейчас, однако из-за большей засоленности многие виды редких животных и птиц попросту исчезли из этих мест.
Этот список можно продолжать. Кстати, я пыталась найти аналогичный по Сирии – его просто нет. Видимо, метан, выделяемый коровами, существенно важнее. Здоровья тебе, Грета.
⠀
#