Найти тему
Виктор Бобров

Черногория мимоходом. Поезд Бар-Белград: подстава от русских земляков и шмон от черногорцев

Продолжение рассказа о пребывании в Черногории весной 2019 года. Начало в постах про Тиват, дороге из Тивата в Бар, походе в Стари-Бар, немного о городе Бар и местном морском порте.

...Рано утром 25 апреля мы с Лёхой взяли свои вещи, вышли из квартиры и двинулись пешком в сторону обоих барских вокзалов - автобусного и железнодорожного. У Лёхи автобус уходил чуть пораньше (в 8.50), поэтому сначала мы пришли туда.

Точнее, сначала мы дошли до дома в центре Бара, где жила хозяйка квартиры, в которой жил Лёха во время зимовки. Её звали Мария, это пенсионерка родом из Петербурга лет 60. Мария жила с незамужней и бездетной дочерью Галиной, которой было 35-40 лет.

Алексей должен был отдать Марии ключ от квартиры, а взамен получить 20 евро залога. Условились, что подойдём в 8.30. По итогу мы с Лёхой чуть запоздали и пришли к нужному месту в 8.35. Алексей зашёл в многоквартирный дом, но уже через пять минут злой выбежал обратно. Оказалось, что Мария не стала дожидаться нас и в те же 8.30 ушла... в церковь - тот самый собор, в котором мы были вчера. Молитва оказалась для нашей "землячки" важнее, чем получить ключ от своей квартиры и вернуть человеку его деньги. Ключ, естественно, Лёха Галине не оставил, и так мы двинулись с рюкзаками на спинах в сторону вокзалов.

Вот так выглядит автовокзал Бара:

Фото автора
Фото автора

Подождав, пока у друга начнётся посадка, я попрощался с Алексеем и двинулся на железнодорожную станцию. Там уже стоял на пути точно такой же поезд, который мы видели вчера утром, только без купейных вагонов:

Фото автора
Фото автора

Отправление поезда задержалось "всего" на 15-20 минут, это очень мало для Балкан. Вагон, вмещавший около 50 пассажиров, заполнился едва ли наполовину. Слышны были и русские голоса - как минимум двое русскоязычных парней ехали в противоположном от меня конце вагона.

Наконец, поезд двинулся в дальний путь до сербской столицы. В Подгорице добавилось немало пассажиров, но свободные места оставались даже сейчас.

В Биело-Поле в поезд зашли черногорские таможенники и полицейские. Сначала по вагону прошли двое полицейских, которые проверяли личные карты и паспорта пассажиров ручными сканерами, не ставя штампы. Затем прошла пара не очень трезвых таможенников в серой форме. И наконец в вагон зашли ещё двое или трое службистов, один был со звездой как у американских шерифов, и его одежда отличалась что от полицейских, что от "серых" таможенников.

И вот именно этот дядька рулил всем процессом. Он и двое его кентов выборочно проверяли багаж части пассажиров, и главный их выбор пал на меня. Черногорцы полностью (или почти полностью) досмотрели мой рюкзак, маленькую сумку и куртку. Заставляли открывать даже футляр для очков, но почему-то забыли проверить один из карманов маленькой сумки. Шмон продолжался минут 7-8, мало приятного было на виду у всего вагона объяснять полицейским и таможне, для чего мне нужны очки, носки, трусы, таблетки и прочие важные бытовые вещи.

Наконец, контролёры от меня отстали и покинули вагон. Как я уже потом понял, внимание погранцов всегда приковывают одинокие путники (а я таковым и являлся). Групповых путешественников всегда шмонают меньше. Искали черногорцы, скорее всего, либо наркоту, либо контрабандные сигареты - это две важнейшие статьи пограничного дохода на Балканах. Скорее всего, что наркоту - буквально за несколько дней до моего приезда в Черногорию там была раскрыта группа наркоторговцев, среди которых были... моряки военно-морского флота страны. Я уже говорил об этом в предыдущих постах.

Сербскую границу в Биело-Поле мы прошли намного быстрее, штампы на этот раз ставили. Затем пошла долгая утомительная дорога по сербским и немножко даже боснийским горам. Заняться было решительно нечем - поговорить не с кем, читать нечего, местной сим-картой я не мог воспользоваться (хотя Лёха мне отдал свою сербскую симку). За окном, конечно, были офигенно красивые места, множество мостов и туннелей, но этим меня после поезда Тбилиси-Кутаиси (https://viktorbobrov89.livejournal.com/61470.html) уже трудно удивить.

Самый длинный на магистрали Белград-Бар мост проходит над рекой Мала-Риека севернее Подгорицы. Длина моста - 499 метров, высота - 200 метров! Для установки столбов моста было потрачено 23 тысячи "кубов" бетона, а вес стальных конструкций составил 25 тысяч тонн. Строительство моста над Мала-Риекой производилось с 1969 по 1973 годы предприятием "Мостоградня", главная контора которого находится в Белграде.

Фото с сайта belgrade.photography
Фото с сайта belgrade.photography

Кстати, железная дорога Белград-Бар строилась с 1951 по 1976 годы. Здесь 254 тоннеля! Магистраль иногда даже называют "Черногорским метро". Кстати, если бы дорогу не стали строить, то вполне возможно, что у Югославии нашлись бы средства на строительство метро в Белграде, которое как раз началось в 1980-е годы, то есть после завершения работ на дороге Белград-Бар. Но если "Черногорское метро" успело заработать и по сей день продолжает службу, то вот метрополитен в Белграде пока так и не был доведён до конца.

Прибой, Ужице, Вальево, Лайковац... Поезд уверенно шёл по городам Западной Сербии. На каждой станции часть пассажиров сходила, часть добавлялась, и контролёры снова ходили по вагону и проверяли билеты. Вот, наконец, и южные окраины Белграда - Ресник, Раковица, Кошутняк... Народ потихоньку подтягивался к выходу, за окном уже стемнело - было около 8 часов вечера.

Я тоже двинулся к выходу, заобщавшись с компанией русскоязычных парней, которые оказались почти земляками - из Челябинска. Они тоже отдыхали в Черногории, а сейчас собирались несколько дней провести в Сербии и потом ехать домой. Оказалось, что челябинцев встретит их землячка-подруга со своим сербским мужем, да ещё и на машине. Я попытался упасть на хвост челябинцам, чтоб подвезли до моего хостела около Сайама (Белградской ярмарки), но ребята сразу предупредили, что машина будет слишком маленькая, и там не хватит места на пятерых человек с большим багажом.

Наконец, поезд остановился на станции Топчидер. Поезд на Бар - единственный, который останавливается и отходит именно с Топчидера. Все остальные поезда идут с Белграда-Центра, куда в 2018 году были перенесены все поезда с закрытой станции Белград-главный.

Спасибо за внимание! Продолжение следует!