Сегодня мы начинаем цикл постов про топонимику и роль, которую она играет в жизни каждого общества.
Приводим отрывок из очень любопытной статьи Д.В. Козлова «Факт увековечивания и процесс мемориализации на примере немецких названий», опубликованной в журнале «Исторические исследования».
Напрямую либо опосредованно топонимика является составляющей идеологической борьбы, которая, как известно, вместе с экономической и политической есть одна из форм борьбы классовой. В таком ключе рассматривалась топонимика в нашей стране почти весь XX век.
В топониме отражается отношение общества к самому себе: «вся-переименование означает обретение, восстановление или смену идентичности». Несмотря на постепенное размывание в Советском государстве пролетарской идеологии‚ основные её постулаты долго оставались неизменными.
Однако во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг. произошла смена не только общественно-политического строя, но и состоялся отказ от пятисотлетней имперской цивилизационной парадигмы.
На самом деле, революционерам не впервой было задействовать топонимию как объект и субъект пропаганды. Вот как озвучивались топонимические проекты эпохи Великой Французской революции: «Все без исключения населённые пункты Франции должны быть разделены на кварталы. Площади будут центрами таких кварталов и будут называться именами главнейших добродетелей. Улицы, принадлежащие к кварталу данной площади, получат названия добродетелей, имеющих прямое отношение к главной. Когда же названий добродетелей не хватит, можно будет воспользоваться именами великих людей, помещая их в те или иные кварталы, сообразно главным их качествам. Добродетель во всех ее видах е будет сходить с уст народа, и сердце его переполнится нравственностью! В бессмертных деяниях нашей революции... в ее успехах мы найдем достаточно сюжетов, чтобы украсить ими все площади».