Найти тему
Reлея себе

Ученье - тьма.

Нас с детства приучают, что здорово читать книги, быть умными и образованными. И если чистого книжного червя ещё можно упрекнуть в некотором перекосе развития в сторону ума, то разносторонний отрок, чередующий всё новые подходы воркаута с чтением всё новых томов собрания сочинений Ницше уже и впрямь подобен в глазах обывателя сверхчеловеку, даже если пока что не понял, что сверхчеловеком стать очень трудно, ведь даже сам Ницше признаёт, что это допущение, модель и абстракция.

Но всё равно все хотят стать если не сверх- то хотя бы быть супер-.

Итак, есть ряд вещей, о которых не предупреждают молодых людей их вдохновители на путь знаний. Вот две краеугольных вещи:

- Не факт, что вы движетесь в нужную сторону.

- Нельзя раз стать умным и всё.

Поясню первое утверждение. Вы начитаны. Но тем ли вы начитаны? Может быть, вы впитали мнение, что отрывочное чтение бессистемных фактов из интернета вредно и потому читаете только хорошие, проверенные мнением бумажные книги.

Тогда что вы делаете на дзене, ха? Я знаю. Ищете себя. Для этого и полезно бессистемное чтиво. Иногда можно открыть для себя нечто важное и неожиданное.

Ладно, читаете как хотите-ну и читайте. Но ведь никто не гарантирует, что человечество правда выбрало для вас лучшие произведения лучших авторов в каждом жанре, и никого не потеряло. Вдруг слава произведений Гоголя затмила для нас славу его крепостного, писавшего действительно гениальные вещи, по сравнению с которыми Гоголь просто пятиклассник? А что если за Гоголя всё написали его крепостные? Можно прочитать всю коллекцию издания "Азбука-Классика" и пропустить мимо своего внимания гениальную антиутопию, которую написал ваш никому не известный сосед по лестничной клетке. Такие дела.

Также вы могли ошибиться, выбрав для себя конкретное направление знания, например историю. Возможно, из за своего выбора вы так и не станете гениальным психологом.

Я, разумеется, не призываю к невежеству, но истории известны примеры решения сложнейших проблем науки теми, кто не знал какой-то конкретной формулы или доказанной теоремы именно из за их невежества. Подумайте. Возможно, именно эта статья, которую вы сейчас читаете "счастливо" убережёт вас от прорыва в искусстве или гениального открытия в науке. Вдруг эта статья вредная? Экстремистская? Сектантская! Закройте скорее.

Любая случайность на человеческом пути подобна стрелочнику и способна пустить ваши почти гениальные мозги под откос. Торной дорогой мейнстрима.

Поясню второе утверждение. Человеческий мозг ведёт себя схожим с мышцами образом. Наша способность мыслить в определённом направлении, выполнять специфическую работу схожа с тренировкой силы и скорости отдельных групп мышц. Это не та работа, которую можно выполнить один раз и поставить результат на полочку. Оставаться умным это ежедневный труд. Оставаться при этом "в теме" это уже дополнительный труд.

Выберете ли вы ум своим приоритетом зависит от воспитания, первых лет жизни, да много от чего. Даже от того, что именно ваш ум принесёт в вашу жизнь первым. Секс, деньги, признание или оплеуху от одноклассника-хулигана, который...ну вот не любит умных. Это рулетка.

Зато если вы выберете ум и эрудицию приоритетом, рулетка мигом прекратится и превратится в иной, весьма упорядоченный вид состязания, где есть и те, кто поумнее вас. И вам придётся мучительно биться за место под солнцем с самим собой и такими же умниками. Выбравшими своим видом спорта логику и знание.

Это легко на школьной скамье, когда ваш мозг юн и гибок. И это очень тяжело, когда вчерашний "молодой специалст" неиллюзорно метит в кресло вашего директора. Для сильного ума болезненно собственное поражение или деградация. Рекомендую прочитать рассказ "Цветы для Элджернона" Дениела Киза, чтобы представить себе, насколько именно.

Данная статья ориентирована на людей всех возрастов, но больше всего я призываю задуматься сегодняшних школьников. Вам снова и снова скажут, что вы должны быть умными люди, в чьи обязанности входит делать вас умнее. Подумайте сами, хотите ли вы быть умными. Готовы ли вы в это лезть. Вы не обязаны быть умнее других. Уж точно не учителям, как глина не обязана лепиться в хорошие горшки и чашки.

Хотя господи, ну кому я это рассказываю?

Не правда ли, мои дорогие "Гы гы гы, горшки!"?