Найти тему
Книжич

Махнем в паропанк? Как бы повернулась история, не появись двигатель внутреннего сгорания

Стимпанк и паропанк многие годы привлекает авторов своим антуражем. Монструозные паровозы и автомобили, свистящие рассерженным чайником; милые леди в корсетах и свободных юбках, открывающих лишь изящные лодыжки... Карабины со скобой Генри и барабанные пистолеты гигантского калибра, гоглы, котелки, зонтики. Неторопливо плывущие по небу дирижабли на пару сотен персон…

Продолжать можно бесконечно — все, кто ностальгирует по галантному веку начала технического прогресса, вспомнят ещё больше признаков стимпанка. Но давайте спросим себя: возможно ли, чтобы паровой двигатель дожил до наших дней? Как повернулась бы история, не появись ДВС? Что могло бы стать причиной таких событий?

Начнём с начала. Минусом первых, да и большинства последующих паровиков, стала их массивность — топливу надо где-то сгорать, нужен резервуар под воду. Уже с конца XVIII века учёные стали морщить мозг: как бы нам убрать эти минусы? Как сделать, чтоб и топливо горело, и поршень двигался, и сопутствующих резервуаров было меньше?

Вот с этого времени, как мне кажется, и начинается конец эпохи пара.

В 1794 году Роберт Стрит запатентовал ДВС на жидком топливе и построил рабочий прототип. Франсуа Иссак де Риваз в 1807 году построил поршневой двигатель на газообразном водороде. А в 1860 году построили двигатель Ленуара мощностью 12 л/с и КПД 3.3%. Никалаус Аугуст Отто через 17 лет улучшил двигатель Ленуара и получил патент на первый в мире четырёхтактный двигатель. В 1884 году Огнеслав Степанович Костович сконструировал и построил первый карбюраторный бензиновый двигатель. Знаменитые Даймлер и Майбах построили свой двигатель годом позже, но из-за знаменитого русского раз...долбайства Костович запатентовал своё изобретение лишь в 1888 году, а сам патент получил лишь в 1892 году.

Это была историческая справка. А теперь полёт фантазии…

-2

Стритт подорвался на жидком топливе, Ленуар на водороде, Отто забил на ДВС, Костович, Даймлер и Майбах занимаются усовершенствованием паровиков. Что мы имеем в сухом остатке? Упадок так и не поднявшийся нефтехимической отрасли! Если до изобретения двигателя Отто, из нефти выделяли только керосин, а всё остальное утилизировали (читай: выливали), то с созданием ДВС, перегонные установки стали работать на создание бензина, а затем и дизтоплива.

С бензином случилась целая эпопея, особенно с авиационным — какие только присадки в нём не применялись, какие только соединения в начале XX века не выбрасывались в атмосферу! Чуть ли не до середины XX века среди автомобильных кампаний и нефтепромышленников шёл спор о лучшем бензине. Это-то и подтолкнуло другие отрасли, связанные с перегонкой нефти. Как сказано в одном реферате — три из четырёх вещей созданы при помощи нефтехимии. Я повторюсь: возможно, именно ДВС дал развитие в этой отрасли.

Вопрос: имели бы мы более чистую Землю без двигателей внутреннего сгорания? Не загаженную выхлопом автомобилей и выбросом с НПЗ? Сомневаюсь, ведь с ростом населения неизбежно и увеличение транспорта, открытые угольные карьеры, вырубки лесов — не только для топлива, но и для строительного и отделочного материала.

Какая была бы картина в городах?

Отсутствие пластика в отделке домов, но зато избыток дерева и бетона, вместо выхлопа от автомобиля — мельчайшая копоть от топок паровиков и угольная пыль, что тоже совсем неполезно.

Идём дальше — нефтехимия когда-то подтолкнула и остальную химическую промышленность. Новые тесты, присадки, соединения — всё это прогонялось и прогоняется через нефтянку, и уже потом идёт в другие отрасли. Приборостроение также шагнуло вперёд именно благодаря нефтехимии и двигателю внутреннего сгорания, а без точных измерительных приборов невозможно создание современных лекарств.

-3

Так что несмотря на пасторальную картинку, паропанковский мир не очень-то хорош: болезни, бедность, классовое неравенство. То самое, описанное в «Капитале» Маркса.

XIX и начало XX века это время технической революции — когда производство продукта всё больше и больше упрощается за счёт машин и простых работяг выкидывают на улицу.

Это время демонстраций и пикетов — отсюда пошёл Первомай и 8 Марта (день пустых котелков). ДВС в нашем воображаемом мире нет, а паросиловые установки не дают такого же кпд как дизеля и бензиновые моторы, значит и площадь посевных площадей не увеличивается. Не увеличивается и выпуск необходимой продукции, новых лекарств нет и не предвидится.

Страшноватый мир выходит: снаружи вроде бы пастораль с паровозами, дирижаблями и чепчиками, а если копнуть поглубже — нищета, болезни, голод и постоянные разборки между профсоюзами, больше похожими на банды, и промышленниками, тоже не очень-то честными людьми. Так что выйду я лучше на улицу, подышу выхлопами, посмотрю на пролетающий в небе самолёт и схожу в наш деревенский магазинчик, куплю шоколадку.

Эту заметку подготовил Темный Инквизитор.
Грядет очищение!🔥
-4