«Материться как сапожник». Все слышали такое выражение...
Скажите, вы часто слышали матерящегося сапожника в наши дни? Признаться, когда мне приходилось относить свою обувь в починку, мастера вели себя крайне обходительно, вежливо и с чувством собственного достоинства.
Зато я повсеместно наблюдаю матерящихся взрослых, матерящихся подростков и даже матерящихся детей... А что уж говорить о комментаторах в сети, блогерах и звездах отечественного шоу-бизнеса - актерах, музыкантах и телеведущих! Они, так называемые кумиры, собственным примером показывают своим поклонникам всех возрастов то, что мат — это нормально, весело и даже престижно.
Звезды, разумеется, не позволяют себе такого на телевидении - и в этом велика доля лицемерия, зато у каждого есть свои страницы в интернете, ютьюб-каналы и аккаунты в Инстаграм. Там можно увидеть их истинное лицо и услышать их истинную речь.
Какая-то невообразимая феерия из четырех слов и их производных.
Сразу пропадает желание смотреть фильмы с участием таких актеров или слушать передачи, которые ведут такие ведущие. Можно ли уважать человека, если он не уважает ни себя, ни свою публику, опускаясь перед ней до нецензурных выражений?
К несчастью, многие считают, что в матерных словах нет ничего зазорного, приводя железобетонный аргумент: «Подумаешь! Все матерятся!». Ладно. Предположим, что практически все и правда матерятся. А вы хотите быть как все?
Очевидно, что матерные слова перестали быть сомнительной привилегией людей бедных и малообразованных. Мат стал элитарным!
Всем известен один из богатейших деятелей нашей культуры, а по совместительству знатный матерщинник, которому, вероятно, наскучило заниматься только музыкой, и он подался в политику.
Не менее примечательны так называемые светские львицы - обладательницы норковых шубок, сумочек от Шанель и прочих «Лабутенов».
А теперь представьте: шествует какая-нибудь светская львица в тех самых туфельках - очень гордо и величаво - по красной ковровой дорожке от туалета до столика в ресторане... Садится с важным видом на свое место, поднимает бокал дорогого вина и открывает гиалуроновый ротик, чтобы сказать присутствующим что-то умное. Ой! Лучше бы она этого не делала... Ее речь кишит невообразимыми лексическими монстрами-гибридами из староматерного, новонецензурного и рублевско-гламурненького с рязанским акцентом! Таких слов отродясь не слыхали даже подростки, пьющие энергетик в затхлом и пропахшем котами подъезде... Делать замечания этой даме бесполезно, да и не нужны они ей - ведь у неё есть Лабутены, что куда важней чистоты речи и морального облика в наши смутные времена.
Предвкушаю вопрос от достопочтенной аудитории: «А что же Вы сами, уважаемая писательница-морализатор, никогда не материтесь что ли?».
Отвечу вам честно - никогда. Доводилось материться в юные бунтарские годы, и это было неприлично... Неприлично давно. Теперь я считаю, что бунтовать при помощи мата совершенно бессмысленно и, если в споре с кем-либо вы вынуждены прибегнуть к аргументам, состоящим из четырех незамысловатых слов, то вы этот спор, очевидно, уже проиграли.
Мат - это вредная привычка. Сродни курению. Знаете, как относятся к курильщикам те, кто уже бросил? Особенно, если зловонный дым попадает им в лица или - что еще хуже - в лица их детей... Ой-ой-ой! А ведь было бы так здорово научиться уважать друг друга... И самих себя.
(Материал из авторской колонки детской писательницы Анастасии Момот в «СПб ведомостях»).
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.