ФРАНСУА ГОРГОН
— Как вы прекрасны! — воскликнул запыхавшийся от бега мужчина со странным балдахином на голове, обращаясь к девушке.
— Мы знакомы? — Адель сначала посмотрела по сторонам, но, никого не увидев рядом с собой, поняла, что незнакомец обращается именно к ней.
— Я еле вас догнал! Нет, не знакомы! Но я просто сгораю от желания с вами познакомиться! Простите мою бестактность. Франсуа. Меня зовут Франсуа Горгон — скульптор.
— Точно-точно. Я видела рекламные баннеры по всему городу с вашим лицом. Но я…
— Не разбираетесь в искусстве? Не беда, здесь критерий очень простой: нравится — не нравится! Вот я, например, не люблю живопись. Что люди находят в этих картинках, ума не приложу? То ли дело – скульптура!
— Ну, как же? А мастерство художника? А его видение? А талант? — Адель, хоть и не разбиралась в живописи, но всегда считала людей, умеющих переносить на лист бумаги или холст то, что они видят наяву или в своих грезах, небожителями.
— Если вы так думаете, то, значит, и мои работы вам понравятся. Приходите завтра! Держите! — скульптор протянул золотой билет, внешне больше напоминающий кредитную банковскую карточку, чем билет на выставку.
Девушка нерешительно взяла билет и покрутила его в руках.
— Он из чистого золота, — усмехнулся Франсуа, потом развернулся и пошел в сторону музея.
Но через несколько шагов остановился и произнес в глубоком поклоне: «Жду вас завтра в это же время у себя на выставке!».
— Я даже не знаю, — Адель смущенно пожала плечами.
Но мужчина в странном балдахине уже скрылся в темноте, оставив девушку в полном недоумении.
***
Адель ходила по большому выставочному залу и никак не могла поверить своим глазам. Скульптуры, выполненные Франсуа, были настолько детально проработаны, что, казалось, будто живые люди, покрытые краской, застыли на несколько секунд в необычных позах. Она даже дотронулась до одной, когда никого не было рядом. Но холод, который исходил от скульптуры, не оставил никаких сомнений в том, что это не живой человек, а искусно вылепленная из глины и покрытая секретным составом, похожим на мрамор, работа скульптора. Да, и в самом деле. Если не знать, что это не мрамор, то отличить его от настоящего было практически невозможно.
— Вижу, вам понравилось! — вдруг из ниоткуда, прямо за спиной у Адель, появился Франсуа.
— Да. Я, если честно, и не предполагала, что можно делать такие вещи, — девушка, сначала дернулась от неожиданности, но потом взяла в себя в руки и принялась рассматривать уже самого мастера.
У него, как и вечером во время знакомства, на голове возвышался огромный балдахин, закрученный хитрым способом и украшенный несколькими бриллиантами. В остальном Франсуа ничем не отличался от других посетителей выставки: дорогой костюм, белоснежная рубашка с золотыми запонками в виде головы змеи и начищенные до зеркального блеска черные туфли, в которых отражался свет софитов.
— Знаете, я хочу сделать нечто эпохальное. И начать с древнегреческих богов. У меня есть очень большое желание поскорее приступить к работе.
— Так в чем же дело? — Адель подошла к Франсуа поближе. — Нет вдохновения?
— Да, знаете, так и есть. Я всегда работаю с натурой. Все работы сделаны мною с настоящих людей. Да, каждая из работ имеет свою историю, своего натурщика, согласившегося подарить мне свой образ.
— И те обнаженные купальщицы? — Адель слегка улыбнулась.
— Ох, мне пришлось долго упрашивать девушек позировать. Но, как видите, мои испорченные нервы стоили того.
Франсуа и Адель одновременно засмеялись, после чего скульптор взял девушку под руку и отвел в сторону.
— Будьте моей Афиной! Я не шучу! Когда вас увидел, сразу понял, кто передо мной!
— Афиной?
— Да, вы живое воплощение богини. Просто одно лицо. Я прошу вас! Я вас просто умоляю, помогите мне. Помогите мне осуществить мечту всей моей жизни! -
Франсуа поцеловал девушке руку и вопросительно посмотрел ей в глаза.
— А что для этого нужно делать? Я не собираюсь обнажаться, как ваши купальщицы…
— Что вы, что вы. Я сделаю несколько ваших снимков в своей мастерской в образе Афины – и все. Мне важно увидеть наяву будущую скульптуру и оставить ее в памяти. А потом воссоздать руками, сантиметр за сантиметром, из глины. Это мой стиль работы.
— Я подумаю, — ответила Адель.
— С нетерпением буду ждать вашего решения! — Франсуа сделал легкий поклон головой, и не успела девушка его поблагодарить за приглашение на выставку, как он исчез. Так же внезапно, как появился.
***
Помощница Франсуа помогла Адель облачиться в древнегреческую тунику и красиво уложить волосы. Девушка и сама не ожидала, что в образе богини она будет выглядеть столь эффектно. Единственное, что ее смущало, так это сама туника. Она хоть и покрывала всю ее – с ног до головы, но ткань была настолько тонкой и прозрачной, что сквозь неё полностью просвечивалось обнаженное тело девушки. Адель даже в какой-то момент порывалась уйти. Но когда помощница принесла толстый старинный каталог с картинами о периоде того времени и убедила в том, что все это ради искусства, Адель, наконец, сдалась и пошла в мастерскую.
В мастерской возле небольшого пьедестала ее уже поджидал скульптор. Он был взволнован не меньше девушки и заканчивал настройку света и фотоаппарата, который стоял на штативе прямо напротив пьедестала. Стоило Адель открыть дверь и войти внутрь, как лицо Франсуа озарила улыбка умиления. Он, слегка поправив свой тюрбан на голове, бросил настраивать аппаратуру и быстро подошел к девушке.
— Как я и говорил, вы прекрасно вписываетесь в образ богини! Просто феноменальное сходство!
— Вы так говорите, словно своими глазами видели Афину! — Адель, все еще смущаясь, не знала, как ей держать руки.
Она то складывала их на груди, то опускала вниз перед собой – в зависимости от того, куда Франсуа направлял свой взгляд. Горгон это заметил и, слегка преклонив голову, произнес:
— Прошу прощения, что так нагло вас рассматриваю. Я просто сгораю от нетерпения взяться за работу и сделать вашу точную копию. Я уже вижу в своей голове, что получится.
— А что получится?
— Я думаю, одна из моих самых лучших работ! Да, возьмите меч и щит. Меч в правую руку. Да, вот так. А щит – в левую. Тяжелый?
Адель недовольно смотрела на бронзовый щит, который своим весом постоянно тянул ей руку вниз.
— Щит и меч – самые настоящие! В моей работе все должно быть настоящим! Не терплю фальши! Ладно, приступим! Вам нужно будет застыть в этой позе буквально на несколько секунд – и всё!
Горгон поднял руку девушки с мечом высоко вверх, а вторую руку со щитом отвел в сторону, словно она отражает удар невидимого копья.
— Запомнили, как нужно будет встать? — и помог девушке взобраться на пьедестал.
— Да, я готова, — ответила Адель.
Франсуа подошел к фотоаппарату и через несколько секунд произнес:
— И – начали!
Адель подняла меч и отвела щит, но вдруг краем глаза заметила, что Горгон начал быстро раскручивать свой тюрбан, и его глаза моментально стали белыми. Как только ткань с головы скульптора упала на пол, его волосы в виде сотен маленьких змей зашевелились и зашипели. Девушка в ужасе закрыла глаза. Мастерскую озарила вспышка, а за ней сразу раздался недовольный голос Франсуа:
— Ты все испортила! Ты мне все испортила!
Мужчина подошел к дрожащей от страха девушке и схватил ее за тунику. На его голове, действительно, копошился клубок из змей, и все они очень внимательно следили за глазами Адель.
— Быстро открой глаза и посмотри на меня! Быстро, я сказал!
Скульптор еще раз сильно дернул за тунику рукой, Адель в ужасе закричала и, потеряв равновесие, резко махнула рукой с мечом прямо у Горгона возле лица…
Через секунду на пол упала голова со змеями, а обезглавленное тело Франсуа широко расставив руки в стороны, нагнулось, чтобы ее поднять. В посещении вновь сверкнула вспышка, Горгон со своей головой в руках перестал двигаться и замер, а Адель, потеряв сознание, рухнула рядом с ним без чувств.
ЭПИЛОГ
Напротив музея в витрине магазина работала дюжина телевизоров. Несколько телевизионных аппаратов показывали фильм, а все остальные транслировали выпуск «Новостей», где периодически мелькали фотографии и видео с Франсуа Горгоном. Меланхолический голос диктора читал текст, а «бегущая строка» внизу экрана давала возможность прочитать новости для тех, кто их не может слышать.
«Внезапное исчезновение знаменитого скульптора до сих пор вызывает много вопросов. Ни его ближайшие помощники, ни устроитель выставки ничего не знают об исчезновении Франсуа Горгона. Что это было? Очередной рекламный трюк, чтобы привлечь к себе внимание? Или гениальному скульптуру, действительно, захотелось пожить где-нибудь в уединении? Подальше от городской суеты? Возможно, ответ кроется в его последней работе, которая прежде нигде не выставлялась. Композиция представляет собой мужчину (и, как говорят почитатели его таланта, что, скорее всего, мастер изобразил себя самого) – обезглавленного и держащего свою голову на вытянутых руках. Что он нам этим хотел сказать? Чтобы мы посмотрели на себя со стороны? Задумались, наконец, кто мы, и куда идём? Я думаю, нам еще предстоит разгадать загадку великого мастера!
К другим новостям. Недалеко от дороги была найдена девушка – без сознания, с мечом и щитом в руках, в старинной одежде. На все вопросы, кто она, и как тут оказалась, девушка не смогла дать сколько-нибудь вразумительных ответов. Сейчас она находится под наблюдением медиков, и ее здоровью ничего не угрожает. Если кто-нибудь из друзей или родных узнал ее, то, пожалуйста, позвоните по телефону, который вы видите в углу экрана.
И – о погоде…».