Найти тему

Армяне в Армянском переулке: многовековая история благотворительности

В прошлый раз я рассказала об усадьбе Лазаревых и Лазаревском институте. И обещала продолжить рассказ о жизни и деятельности семейства Лазаревых, что и делаю с удовольствием.

Чтобы закончить с Лазаревским институтом, скажу буквально два слова о доме, о котором уже упоминала. Это дом номер 7 по Армянскому переулку, напротив которого раньше находилась Никольская церковь.

-2

Напоминаю, что с XVII в. на месте этого дома находилась усадьба Артамона Матвеева. Существующий дом построили в 1899 г. Заказчицей была княгиня Елизавета Христофоровна Абамелек-Лазарева - внучатая племянница Ивана Лазаревича Лазарева.

Это был доходный дом. Подвалы дома сдавались под винные склады. Соседство для жителей не очень приятное: шум, запахи. Однако доход откуда-то надо было получать...Потому что в части квартир жили преподаватели Лазаревского института. Другая часть квартир дома сдавалась в аренду, однако вырученные деньги передавались на содержание находившейся рядом Армянской церкви.

Вот о ней - об Армянской церкви - и поговорим. Точнее, о том месте, где она стояла.

Напротив здания Лазаревского института (нынешнее посольство Армении) в Армянском переулке есть ещё одни палаты 17 века.

-3

Этот дом называют или палатами бояр Милославских (снова Милославские!), или палатами Протопопова. Возможно. верно и то, и другое. Весьма вероятно, что в 17 веке это действительно была часть обширных владений Милославских. Но вот что известно точно: в  1701 г. палаты принадлежали стольнику И.И. Протопопову - представителю старинной дворянской фамилии. И.И. Протопопов и его родственники служили стольниками у четырёх российских царей: Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича..

Кстати, сейчас в палатах размещается очень симпатичный музей "Огни Москвы" - музей истории московского городского освещения.

-4

Некоторые экспонаты - уличные фонари - можно рассмотреть прямо во дворе.

Но для нас с вами сейчас важна история этого и прилегающих участков в конце 18 и в 19 веке.

По челобитной ювелира Ивана Лазарева в 1770 г. Екатерина Вторая дозволила выстроить армянские церкви в Санкт-Петербурге и Москве, "на таком основании, как и Католические церкви состоят".

По одним сведениям, армянская Крестовоздвиженская церковь, или Сурб Хач (Святой крест) была построена в 1779 г., а по другим - в 1781 г. на участке, приобретённом Иваном Лазаревым во дворе палат Протопопова - нынешнего дома номер 3 по Армянскому переулку. Храм выстроен на средства Ивана Лазаревича Лазарева (как и храм в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте). Собственно, с этого момента переулок стал официально именоваться Армянским.

-5

Авторство проекта церкви Сурб Хач приписывается Юрию Матвеевичу (Георгию Фридриховичу) Фельтену, работавшему в Санкт-Петербурге вместе с Растрелли; правда, среди сохранившихся чертежей Фельтена этой церкви нет.

В 1820-х годах церковь перестраивал крепостной архитектор И. М. Простаков. Тогда же скульптурные работы в церкви были выполнены известным скульптором Иваном Витали.

В 1858 году церковь перестраивал архитектор Дмитрий Андреевич Корицкий (1823-1880).

Считалось, что армянские церкви (они в официальных документах даже не назывались "церквами", а "кирками", как и лютеранские) не могут использовать колокольный звон. Только в 1866 г. было позволено выстроить колокольню по проекту петербургского архитектора В. И. Собольщикова.

Владение по адресу Армянский переулок, дом 3, где расположены палаты Протопопова, в начале 19 века также приобрела семья Лазаревых. Брат Ивана Лазаревича Лазарева - Еким Лазарев выкупил владения по Армянскому переулку, 3 и уже в 1809 году передал их Крестовоздвиженскому храму.

На участке, справа от палат Протопопова, были выстроены дома для причта, а чуть в глубине двора появилось ещё одно интереснейшее учреждение. Здание это живо до сих пор, там сейчас располагается психоневрологический диспансер.

-6

Вряд ли это здание представляет некую архитектурную ценность, но зато какова его история!

В конце двадцатых годов девятнадцатого столетия Павел Исаевич Меликов, участник Бородинской битвы, человек огромного мужества и отваги, потерявший в сражениях правую руку, оторванную ядром, в чине генерал-майора, отвоевавшись и так и не женившись, вышел в отставку и поселился в Москве, в доме на Мясницкой улице, поближе к соплеменникам, рядом с армянским Крестовоздвиженским храмом (Сурб Хач) и Лазаревским институтом восточных языков. Жил он на свой небольшой пенсион скромно, целиком отдаваясь благородному делу в качестве почетного члена попечительского совета Лазаревского института, а в доме его не раз бывали Пушкин и Лермонтов. Многие лермонтоведы уверены, что «Бородино» навеяно и рассказами бравого генерала.

Часто встречаясь с Лазаревыми, обсуждая многочисленные вопросы российского предпринимательства и армянского сообщества, генерал подал им мысль об учреждении приюта «для удрученных старостью, недугами и лишенных средств к существованию».
В Москве всегда было много нищих и бездомных. В связи с отсутствием системы государственной помощи бедным, а также в периоды эпидемий, пожаров, неурожаев, войн толпы людей, лишенных средств к существованию, устремлялись в Москву в надежде найти здесь защиту, приют и пропитание. В конце XVII века был разработан проект указа, предусматривающий широкую программу социальных мер по ликвидации нищенства. Строго предписывалось собрать всех бездомных и нищих, выделить из них действительно нетрудоспособных и поместить в госпитали и богадельни или в монастыри. Для беспризорных детей рекомендовалось создать особые дворы, где учили бы грамоте и ремеслам. Указ так и остался нереализованным.

В Петровские времена репрессии против нищих и бездомных ужесточились. Народ не понимал и не принимал преследований бездомных и нищих, считал это дело противоестественным и безбожным. Бездомные, калеки, убогие и юродивые считались людьми божьими. Однако, правительство не ограничивалось одними репрессивными мерами против бездомных и нищих. Указом от 31 января 1712 года предписывалось: "По всем губерниям учинить шпиталеты для самых увечных, таких, которые работать не могут..." Всего с конца XVII века до 1775 года вышло около 70 указов, касающихся нищенства. В основном они сводились к тому, что нищенство следует запретить, нетрудоспособных поместить в богадельни, детей в приюты, а работоспособных привлечь к труду или мобилизовать в армию. Большинство распоряжений не имели под собой социальной и экономической базы, однако это не уменьшало желание властей запретить нищету в нищем государстве.

В конце XVIII и на протяжении XIX веков строительство частных больниц и приютов для бедного населения удивительным образом стало делом престижа. Сначала дворянская аристократия – крупные землевладельцы, а затем промышленники и купцы вкладывали средства в благотворительные дела, стремясь зарекомендовать себя в глазах общественности.
Генерал Павел Меликов, который давно вынашивал эту идею и деятельно трудился над её воплощением в жизнь, предложил братьям построить приют для неимущих армян при церкви Сурб Хач. Братья Лазаревы почли открытие такого приюта «достойным рода» и с большим энтузиазмом отнеслись к проекту.
Действительные статские советники Иван Акимович и Христофор Акимович, будучи всегда наследственными благотворителями бедных армян, содействовали полезному учреждению», поддержали постройку трехэтажного каменного приюта во дворе церкви Сурб Хач, передав в дар на эти цели часть своей собственной прицерковной земли.

Узнав о таком начинании, вся московская община проявила живейший интерес, стали собирать необходимую сумму. Лазаревы внесли в благотворительный фонд 5.000 рублей. Скинулись все армянские купцы и предприниматели, ведь это уже было делом чести, тем более, что передачу земли для постройки царь высочайшим повелением утвердил. Община набрала около 17000 рублей. И тут неожиданно московский купец 3-й гильдии, благотворитель и почетный гражданин Москвы, уроженец карабахского Хндзористана Исай Моисеевич Каспаров (Касперовъ) вносит в это богоугодное дело 50.000 тысяч рублей. Его именем приют и будет назван – «Гаспарян ахкатаноц» – «Касперовский приют для бедных армян».

Фактически, это была богадельня, благотворительное заведение для содержания нетрудоспособных лиц (престарелых, немощных, инвалидов, калек и выздоравливающих), где проживающие находились на полном содержании.

Согласно Уставу, Высочайше утвержденному в 1845 году, приют находился под Высоким патронатом Католикоса всех армян Нерсеса Аштаракеци, а в июне 1844 года католикос освятил и открыл приют.


«Богъ благословил благородное усилие Меликова. Планъ, составленный им для приюта бедных армянъ в Москве, был одобрен многими лицами из этой нации, которые имели возможность осуществить его, и преимущественно на это великое дело пожертвовалъ значительную часть своего капитала Почётный гражданин и кавалер Исайя Моисеевич Касперовъ».

Имеются также данные, что «в палатах разместился церковный Касперовский приют-интернат для бедных детей, которые приезжали в Москву учиться ремеслам. Содержался приют за счёт семей генерала Касперова (Гаспаряна), Лорис-Меликовых, Деляновых (Даланян), Лазаревых. После получения образования подростки возвращались на родину – в Крым, Закавказье, Поволжье».

Чтобы увидеть здание, которое помнит столько замечательно добрых дел, надо пройти из Армянского переулка во двор по проходу между домами причта церкви Сурб Хач.

-7

На снимке на входе во двор просматривается будка охранника. Сейчас в здании, которое на переднем плане снимка выходит торцом в Армянский переулок, устроена небольшая гостиница, основной фасад и вход в неё - во дворе. Возможно, с этим связано оборудование шлагбаума и будки охранника, хотя самого охранника я там пока не встречала. Так что проход абсолютно свободен.

Собственно говоря, сами палаты Протопопова, которые были переданы Екимом Лазаревым церкви, а также вот эта пара зданий, образующих вход во двор, да здание Касперовского приюта во дворе - всё, что осталось от церкви Сурб Хач. И ещё мемориальная плита на тротуаре, на нечётной стороне переулка, около домов 3-5.

-8

На русском и английском языке на табличках коротко изложена долгая и славная история этого замечательного уголка Москвы.

Саму церковь Сурб Хач постигла та же печальная участь, что и храм Николы в Столпах. В 1930 году Крестовоздвиженская церковь была разрушена, а на её месте построена школа.

Школа существует до сих пор. Мы её сейчас увидим, пройдя дальше через двор, в Архангельский переулок.

-9

Вон она, на заднем плане снимка. Слева - бывший Касперовский приют. Справа - очень красивое строение, ещё одни старинные палаты. В 19 веке это здание служило резиденцией «на случай приезда Епархиальных Архиепископов и прочих Армянского исповедания духовных особ». Это ещё одно воспоминание о церкви Сурб Хач.

В настоящее время этот дом занимают организации "Союзметроспецстрой", "Всероссийская общественная организация героев, кавалеров государственных наград и лауреатов государственных премий", а также "Российское общество инженеров строительства". С этим связано неожиданное оформление двора, я бы сказала, в стиле советского пионерского лагеря.

У этой усадьбы тоже весьма богатая история, но о ней - в следующий раз.

Мы с вами покинули Армянский переулок, чуть-чуть прикоснувшись к его истории. В следующий раз прогуляемся по Архангельскому переулку.