В прошлый раз я рассказала об усадьбе Лазаревых и Лазаревском институте. И обещала продолжить рассказ о жизни и деятельности семейства Лазаревых, что и делаю с удовольствием.
Чтобы закончить с Лазаревским институтом, скажу буквально два слова о доме, о котором уже упоминала. Это дом номер 7 по Армянскому переулку, напротив которого раньше находилась Никольская церковь.
Напоминаю, что с XVII в. на месте этого дома находилась усадьба Артамона Матвеева. Существующий дом построили в 1899 г. Заказчицей была княгиня Елизавета Христофоровна Абамелек-Лазарева - внучатая племянница Ивана Лазаревича Лазарева.
Это был доходный дом. Подвалы дома сдавались под винные склады. Соседство для жителей не очень приятное: шум, запахи. Однако доход откуда-то надо было получать...Потому что в части квартир жили преподаватели Лазаревского института. Другая часть квартир дома сдавалась в аренду, однако вырученные деньги передавались на содержание находившейся рядом Армянской церкви.
Вот о ней - об Армянской церкви - и поговорим. Точнее, о том месте, где она стояла.
Напротив здания Лазаревского института (нынешнее посольство Армении) в Армянском переулке есть ещё одни палаты 17 века.
Этот дом называют или палатами бояр Милославских (снова Милославские!), или палатами Протопопова. Возможно. верно и то, и другое. Весьма вероятно, что в 17 веке это действительно была часть обширных владений Милославских. Но вот что известно точно: в 1701 г. палаты принадлежали стольнику И.И. Протопопову - представителю старинной дворянской фамилии. И.И. Протопопов и его родственники служили стольниками у четырёх российских царей: Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича..
Кстати, сейчас в палатах размещается очень симпатичный музей "Огни Москвы" - музей истории московского городского освещения.
Некоторые экспонаты - уличные фонари - можно рассмотреть прямо во дворе.
Но для нас с вами сейчас важна история этого и прилегающих участков в конце 18 и в 19 веке.
По челобитной ювелира Ивана Лазарева в 1770 г. Екатерина Вторая дозволила выстроить армянские церкви в Санкт-Петербурге и Москве, "на таком основании, как и Католические церкви состоят".
По одним сведениям, армянская Крестовоздвиженская церковь, или Сурб Хач (Святой крест) была построена в 1779 г., а по другим - в 1781 г. на участке, приобретённом Иваном Лазаревым во дворе палат Протопопова - нынешнего дома номер 3 по Армянскому переулку. Храм выстроен на средства Ивана Лазаревича Лазарева (как и храм в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте). Собственно, с этого момента переулок стал официально именоваться Армянским.
Авторство проекта церкви Сурб Хач приписывается Юрию Матвеевичу (Георгию Фридриховичу) Фельтену, работавшему в Санкт-Петербурге вместе с Растрелли; правда, среди сохранившихся чертежей Фельтена этой церкви нет.
В 1820-х годах церковь перестраивал крепостной архитектор И. М. Простаков. Тогда же скульптурные работы в церкви были выполнены известным скульптором Иваном Витали.
В 1858 году церковь перестраивал архитектор Дмитрий Андреевич Корицкий (1823-1880).
Считалось, что армянские церкви (они в официальных документах даже не назывались "церквами", а "кирками", как и лютеранские) не могут использовать колокольный звон. Только в 1866 г. было позволено выстроить колокольню по проекту петербургского архитектора В. И. Собольщикова.
Владение по адресу Армянский переулок, дом 3, где расположены палаты Протопопова, в начале 19 века также приобрела семья Лазаревых. Брат Ивана Лазаревича Лазарева - Еким Лазарев выкупил владения по Армянскому переулку, 3 и уже в 1809 году передал их Крестовоздвиженскому храму.
На участке, справа от палат Протопопова, были выстроены дома для причта, а чуть в глубине двора появилось ещё одно интереснейшее учреждение. Здание это живо до сих пор, там сейчас располагается психоневрологический диспансер.
Вряд ли это здание представляет некую архитектурную ценность, но зато какова его история!
В конце двадцатых годов девятнадцатого столетия Павел Исаевич Меликов, участник Бородинской битвы, человек огромного мужества и отваги, потерявший в сражениях правую руку, оторванную ядром, в чине генерал-майора, отвоевавшись и так и не женившись, вышел в отставку и поселился в Москве, в доме на Мясницкой улице, поближе к соплеменникам, рядом с армянским Крестовоздвиженским храмом (Сурб Хач) и Лазаревским институтом восточных языков. Жил он на свой небольшой пенсион скромно, целиком отдаваясь благородному делу в качестве почетного члена попечительского совета Лазаревского института, а в доме его не раз бывали Пушкин и Лермонтов. Многие лермонтоведы уверены, что «Бородино» навеяно и рассказами бравого генерала.
Часто встречаясь с Лазаревыми, обсуждая многочисленные вопросы российского предпринимательства и армянского сообщества, генерал подал им мысль об учреждении приюта «для удрученных старостью, недугами и лишенных средств к существованию».
В Москве всегда было много нищих и бездомных. В связи с отсутствием системы государственной помощи бедным, а также в периоды эпидемий, пожаров, неурожаев, войн толпы людей, лишенных средств к существованию, устремлялись в Москву в надежде найти здесь защиту, приют и пропитание. В конце XVII века был разработан проект указа, предусматривающий широкую программу социальных мер по ликвидации нищенства. Строго предписывалось собрать всех бездомных и нищих, выделить из них действительно нетрудоспособных и поместить в госпитали и богадельни или в монастыри. Для беспризорных детей рекомендовалось создать особые дворы, где учили бы грамоте и ремеслам. Указ так и остался нереализованным.
В Петровские времена репрессии против нищих и бездомных ужесточились. Народ не понимал и не принимал преследований бездомных и нищих, считал это дело противоестественным и безбожным. Бездомные, калеки, убогие и юродивые считались людьми божьими. Однако, правительство не ограничивалось одними репрессивными мерами против бездомных и нищих. Указом от 31 января 1712 года предписывалось: "По всем губерниям учинить шпиталеты для самых увечных, таких, которые работать не могут..." Всего с конца XVII века до 1775 года вышло около 70 указов, касающихся нищенства. В основном они сводились к тому, что нищенство следует запретить, нетрудоспособных поместить в богадельни, детей в приюты, а работоспособных привлечь к труду или мобилизовать в армию. Большинство распоряжений не имели под собой социальной и экономической базы, однако это не уменьшало желание властей запретить нищету в нищем государстве.
В конце XVIII и на протяжении XIX веков строительство частных больниц и приютов для бедного населения удивительным образом стало делом престижа. Сначала дворянская аристократия – крупные землевладельцы, а затем промышленники и купцы вкладывали средства в благотворительные дела, стремясь зарекомендовать себя в глазах общественности.
Генерал Павел Меликов, который давно вынашивал эту идею и деятельно трудился над её воплощением в жизнь, предложил братьям построить приют для неимущих армян при церкви Сурб Хач. Братья Лазаревы почли открытие такого приюта «достойным рода» и с большим энтузиазмом отнеслись к проекту.
Действительные статские советники Иван Акимович и Христофор Акимович, будучи всегда наследственными благотворителями бедных армян, содействовали полезному учреждению», поддержали постройку трехэтажного каменного приюта во дворе церкви Сурб Хач, передав в дар на эти цели часть своей собственной прицерковной земли.
Узнав о таком начинании, вся московская община проявила живейший интерес, стали собирать необходимую сумму. Лазаревы внесли в благотворительный фонд 5.000 рублей. Скинулись все армянские купцы и предприниматели, ведь это уже было делом чести, тем более, что передачу земли для постройки царь высочайшим повелением утвердил. Община набрала около 17000 рублей. И тут неожиданно московский купец 3-й гильдии, благотворитель и почетный гражданин Москвы, уроженец карабахского Хндзористана Исай Моисеевич Каспаров (Касперовъ) вносит в это богоугодное дело 50.000 тысяч рублей. Его именем приют и будет назван – «Гаспарян ахкатаноц» – «Касперовский приют для бедных армян».
Фактически, это была богадельня, благотворительное заведение для содержания нетрудоспособных лиц (престарелых, немощных, инвалидов, калек и выздоравливающих), где проживающие находились на полном содержании.
Согласно Уставу, Высочайше утвержденному в 1845 году, приют находился под Высоким патронатом Католикоса всех армян Нерсеса Аштаракеци, а в июне 1844 года католикос освятил и открыл приют.
«Богъ благословил благородное усилие Меликова. Планъ, составленный им для приюта бедных армянъ в Москве, был одобрен многими лицами из этой нации, которые имели возможность осуществить его, и преимущественно на это великое дело пожертвовалъ значительную часть своего капитала Почётный гражданин и кавалер Исайя Моисеевич Касперовъ».
Имеются также данные, что «в палатах разместился церковный Касперовский приют-интернат для бедных детей, которые приезжали в Москву учиться ремеслам. Содержался приют за счёт семей генерала Касперова (Гаспаряна), Лорис-Меликовых, Деляновых (Даланян), Лазаревых. После получения образования подростки возвращались на родину – в Крым, Закавказье, Поволжье».
Чтобы увидеть здание, которое помнит столько замечательно добрых дел, надо пройти из Армянского переулка во двор по проходу между домами причта церкви Сурб Хач.
На снимке на входе во двор просматривается будка охранника. Сейчас в здании, которое на переднем плане снимка выходит торцом в Армянский переулок, устроена небольшая гостиница, основной фасад и вход в неё - во дворе. Возможно, с этим связано оборудование шлагбаума и будки охранника, хотя самого охранника я там пока не встречала. Так что проход абсолютно свободен.
Собственно говоря, сами палаты Протопопова, которые были переданы Екимом Лазаревым церкви, а также вот эта пара зданий, образующих вход во двор, да здание Касперовского приюта во дворе - всё, что осталось от церкви Сурб Хач. И ещё мемориальная плита на тротуаре, на нечётной стороне переулка, около домов 3-5.
На русском и английском языке на табличках коротко изложена долгая и славная история этого замечательного уголка Москвы.
Саму церковь Сурб Хач постигла та же печальная участь, что и храм Николы в Столпах. В 1930 году Крестовоздвиженская церковь была разрушена, а на её месте построена школа.
Школа существует до сих пор. Мы её сейчас увидим, пройдя дальше через двор, в Архангельский переулок.
Вон она, на заднем плане снимка. Слева - бывший Касперовский приют. Справа - очень красивое строение, ещё одни старинные палаты. В 19 веке это здание служило резиденцией «на случай приезда Епархиальных Архиепископов и прочих Армянского исповедания духовных особ». Это ещё одно воспоминание о церкви Сурб Хач.
В настоящее время этот дом занимают организации "Союзметроспецстрой", "Всероссийская общественная организация героев, кавалеров государственных наград и лауреатов государственных премий", а также "Российское общество инженеров строительства". С этим связано неожиданное оформление двора, я бы сказала, в стиле советского пионерского лагеря.
У этой усадьбы тоже весьма богатая история, но о ней - в следующий раз.
Мы с вами покинули Армянский переулок, чуть-чуть прикоснувшись к его истории. В следующий раз прогуляемся по Архангельскому переулку.