Найти тему
Ещё один блог о кино

Почему отец Кати из фильма "Курьер" разозлился на Ивана.

Оглавление

"Курьер" - один из лучших советских фильмов за всю историю. Снятое Кареном Шахназаровым во времена перестройки кино продолжает оставаться остроактуальным, потому что оно не зацикливается на особенностях советского времени, а вскрывает общечеловеческие, вечные проблемы. Взросление, любовь, дружба, отношение с родителями, проблема выбора и т.д.

"Википедия" определяет жанр фильма как "трагикомедия", но, на мой взгляд, в "Курьере" нет абсолютно ничего комедийного. Это классическая молодежная драма, драма взросления. И одна из лучших не только у нас, но в мировом кинематографе.

История создания фильма

История фильма началась с небольшой повести Карена Шахназарова, опубликованной в 1982 году в "Юности" - самом популярном журнале советской эпохи. Повесть не получила большого отклика среди профессиональных критиков, но многие отмечали ее большой кинематографический потенциал.

Закончив в 1985 году работу над фильмом "Мы из джаза", Карен Георгиевич наконец-то смог заняться своим любимым детищем - "Курьером".

Огромной проблемой стал поиск актера на главную роль. Сотни молодых людей пробовались на роль юного нигилиста Ивана Мирошникова, но ни один не устроил режиссера. Однажды Настя Немоляева, которой хотелось, чтобы с ней снимался знакомый парень, принесла на Мосфильм фотографии своих одноклассников. Увидев фото Федора Дунаевского, Шахназаров сказал: "Это он". Юноша был приглашен на пробы, и выяснилось, что школьник обладает великолепным актерским талантом и поставленной речью. Федор был утвержден.

Фильм вышел 29 декабря 1986 года. Картина стала хитом советского проката - ее посмотрело больше 30 млн. зрителей. Впоследствии "Курьер" приобрел культовый статус.

"Обольщу вашу дочь, женюсь на ней"

В отличие от многих других режиссеров, Шахназаров в своих фильмах не старается вскрыть нарывы общества, а наглядно показывает саму жизнь, такой, какая она есть. И это абсолютно литературный, чеховский подход.

Например, такое явление, как мужское приспособленчество, режиссер великолепно показывает в сцене за столом с участием Ивана, Кати, отца Кати Семена Петровича Кузнецова, ее матери Марии Викторовны и бабушки Агнессы Ивановны.

Олег Басилашвили в фильме "Курьер".
Олег Басилашвили в фильме "Курьер".

Итак, Иван приходит за рукописью к Семену Петровичу. Семья Кузнецовых обедает, и Мария Викторовна приглашает Ивана. Курьер отказывается, но женщина заявляет, что не отпустит его, пока не накормит хорошенько. Иван нехотя садится за стол. Далее следует такой диалог:

Семен Петрович: Я думаю, Маша, по этому поводу можно выпить вина.

Агнесса Ивановна: А что, сегодня праздник?

Семен Петрович: Сегодня, Агнесса Ивановна, вы имеете честь познакомиться с типичным представителем современной молодежи. Этакая смесь нигилизма с хамством.

Мария Викторовна (тихо): Сеня, Сень.

Семен Петрович: Любопытнейший экземпляр, любопытнейший. Кстати, как ваше имя?

Иван: Иван.

Катя: Это надо было узнать прежде всего.

Семен Петрович: Очень хорошо... Иван... Очень хорошо. Вы меня знаете. Катю тоже. Это моя мама, Агнесса Ивановна. Это моя супруга, Мария Викторовна.

Иван встает и церемонно наклоняет шею.

Семен Петрович: Видите. Все принимается в штыки. Из всего делается спектакль. Шутовство, возведенное в принцип. Нам ничего не нужно, мы все сами знаем.

Мария Викторовна: Да что ты на него набросился?

Семен Петрович: Это принципиальный вопрос, Маша. Я, мы, наше поколение хочет знать, для кого мы жили и боролись. В чьи руки попадет воздвигнутое нами здание.

Агнесса Ивановна: Да, в чьи?

Иван: А что вы, собственно, беспокоитесь?

Семен Петрович: Любопытно было бы узнать, молодой человек, те принципы, по которым вы собираетесь существовать в обществе.

Иван: А принципы самые несложные. Хотелось бы приличный оклад, машину, квартиру в центре города и дачу в его окрестностях. Да, еще: поменьше работать.

Семен Петрович: Ну, материальные блага необходимы, в этом нет ничего предосудительного. Но все же нужно заслужить. Надо приложить какие-то усилия. Ведь никто не подарит вам за красивые глаза ни машину, ни дачу. Надо трудиться, работать, овладевать знаниями, вот тогда красивый автомобиль будет хорошим вознаграждением.

Агнесса Ивановна: Да.

Семен Петрович: Если, конечно, вы хотите получить его честным путем.

Иван: Какую мрачную картину вы нарисовали. Тогда уж лучше без машины, лучше пешком ходить.

Семен Петрович: Именно! А иначе, мой юный друг, никак. Никак не получится.

Иван: Почему же? А если жениться? Ну, к примеру: обольщу вашу дочь, женюсь на ней, и дело, можно сказать, в шляпе. У вас и связи имеются, и денежки водятся, не захотите же вы сделать несчастной жизнь единственной дочери? Найдете же возможность и в институт меня пристроить, и тепленькое местечко выхлопотать, и квартиру постараетесь купить. А, Агнесса Ивановна?

Иван смотрит на бабушку Кати и подмигивает ей.

Агнесса Ивановна: Квартира? Ты слышишь?

Семен Петрович: Вон!

Вскакивает и кидается к Ивану, хватает его, выталкивает из-за стола. Катя, ее мама и бабушка пытаются сдержать разозленного отца.

Семен Петрович: Убирайся! Мерзавец!

В результате Иван выкинут за дверь. Выходит Катя, ей весело, она берет у Ивана телефон и говорит ему: "А ты смешной. Ты мне нравишься".

Но почему так разозлился Семен Петрович Кузнецов? Потому, что испугался, что Иван и правда обольстит Катю? Нет, конечно. Просто Иван угодил в самый нерв - Семен Петрович сам получил все - квартиру в центре, машину, оклад, дачу и прочие ништяки, обольстив когда-то профессорскую дочку Марию Викторовну.

Обвинив Ивана в хамстве, Кузнецов сам тут же принимается хамить, причем весьма прямолинейно. Для всех, сидящих за столом, очевидно лицемерие его пафосных слов про "наше поколение жило и боролось", "кому мы оставим воздвигнутое нами здание". Особенно это очевидно для его жены и тещи. Уж они-то знают "ценности Кузнецова" и как он "жил и боролся". Бедный студент, а возможно, и провинциальный, нашел когда-то в их квартире тепленькое местечко по схеме, только что озвученной мальчишкой-курьером.

Догадка Ивана, очевидно, угодила не в бровь, а в глаз, потому Семен Петрович и разозлился. И Иван - Иван совершенно не такой как Кузнецов. Такие приспособленцы, как Семен Петрович, ведут свою игру втихую, постоянно притворяются, меняют маски. И всегда скрывают свои истинные чувства. Иван же честный и открытый парень, который остро чувствует ложь и лицемерие. Катя, окруженная лицемерием с детства, это прекрасно поняла и именно поэтому влюбилась в Ивана.

--------------------

Мой Инстаграм

Мой Фейсбук

Я на Автор.Тудей

Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.