Процессы доставки товаров включают в себя массу аспектов, которые поддаются усовершенствованию, цифровизации, автоматизации. Специальность логиста все больше становится похожей на специалиста по информационным технологиям, который свободно разбирается во множестве видов современного оборудования и программного обеспечения.
Сегодня рассмотрим несколько перспективных технологических направлений, которые уже меняют логистику.
Искусственный и/или дополненный интеллект
Решения, включающие в себя искусственный интеллект, в последние годы активно наполняют логистическую отрасль. Сюда входит:
- планирование маршрутов;
- «умные» перевозки;
- анализ спроса;
- выполнение рутинной и однообразной работы.
Из этого извлекают выгоду все стороны, участвующие в сфере — и отправители, и перевозчики, и ритейлеры, и непосредственно сами потребители.
Также ожидается активное применение расширенного интеллекта — то есть человеческого интеллекта, дополненного искусственными процессами. Это идеальный вариант для объединения опыта и здравого смысла людей с эрудицией и неутомимостью ИИ.
Дополненная реальность
AR (Augmented reality) позволяет обеспечить представление о реальном мире за счет звука, видео или иных компьютерных дополненных элементов восприятия реальности. Помогает логистическому оператору повысить свою осведомленность об окружающем мире и событиях, давая расширенное представление в режиме реального времени.
Планируется, что в будущем логисты смогут применять технологию дополненной реальности в виде портативных устройств, которые можно носить с собой, для получения сведений об обрабатываемом грузе (его содержимом, месте расположения, массе и пр.).
Роботизация на складах
Одна из самых быстро развивающихся отраслей — это складская робототехника. Наглядный пример — складской робот Handle от Boston Dynamics, который:
- работает полностью независимо;
- имеет расширенную область обзора;
- может проникать в труднодоступные места.
Handle умеет перемещать коробки, укладывать поддоны, разгружать грузовые автомобили.
Компании Grey Orange и Locus Robotics также уже используют роботов, самостоятельно передвигающихся по складу. В 2021 году количество таких устройств будет только расти.
Автомобили без водителя
Грузовые автомобили, способные ориентироваться в пространстве без вмешательства человека, идеальны для перевозки грузов. Они прекрасно ощущают пространство вокруг себя. С учетом того, что заработная плата водителя составляют большую долю транспортных расходов, то применение автономных машин может заметно снизить расходы на доставку.
Будут решены и такие проблемы, как нехватка рабочих рук, длительная погрузка или разгрузка. Риск аварий при этом сводится почти к нулю — робот не теряет концентрацию, не устает и не отвлекается.
Управление цепочкой поставок в реальном времени
SCV активно внедряется в логистике начиная с 2019 года, а сегодня это практически маст-хэв. Появилось много стартапов, которые предоставляют решения, обеспечивающие мгновенное реагирование на любое изменение. Это помогает, в частности, оптимизировать маршруты с учетом:
- погодных условий;
- оценки состояния дорог;
- схем транспортных сетей и пр.
Можно назвать и ряд других технологических решений, применяющихся в логистике: блокчейн, 3D-печать, дроны, интернет вещей… Все это дает основания полагать, что с каждым годом отрасль будет становиться всё более оптимизированной и эффективной.