Сегодня у нас день памяти. Вспоминают погибших в катастрофе национального масштаба. Она произошла первого декабря 1923 года.
В нашей провинции обрушилась плотина Глено.
История плотины Глено восходит к началу 1900-х годов. Уже во второй половине XIX века Италия жаждала гидроэлектроэнергии. Испытывая серьезную нехватку каменного угля (двигателя промышленной революции), итальянцы искали «альтернативные источники электроэнергии». Альпийские горы с их бесчисленными долинами были идеальным местом для развития гидроэнергетики. И их строительство получило решающий импульс благодаря ряду способных инженеров-строителей, а также частных фирм и предпринимателей, готовых вложить свой капитал в этот бизнес.
В 1907 году такой инженер Tosana из Брешии запросил концессию на гидроэлектростанцию. Затем концессия была продана инженеру Gmur из Бергамо, а позже фирме Galeazzo Viganò (Милан).
В 1917 году Министерство общественных работ установило объем водохранилища в Пьян-дель-Глено в 3 900 000 кубических метров. Через несколько месяцев фирма Viganò уведомила о начале работ.
Маленькая деталь: исполнительный проект еще не утвержден в компетентном органе!
После ряда изменений исполнительный проект плотины подписан инженером Gmur. Однако, он умер год спустя, и компания Viganò наняла инженера Santangelo из Палермо. То есть только в 1921 году утвержден исполнительный проект инженера Gmur. А работы начаты уже несколько лет назад.
1921 году фирма Vigano заключила контракт на строительство с компанией Vita & C. В августе 1921 г. инженер-строитель Lombardo осмотрел участок. Он заметил, что тип конструкции плотины, а она была гравитационная (плотина, которая противостоит напору водохранилища благодаря своему весу), во время строительства был изменен на арочную.
Множество арок опирались на скалы основания. Но основания арок в центральной части плотины опирались не на скалу, а на гравитационную подушку.
Последовало немедленное предупреждение о невозможности продолжения строительства и фирме Viganò было приказано представить новый проект. Однако работа продолжалась, несмотря на различные проверки инженера Lombardo и только в первые месяцы 1923 года был представлен новый проект.
В октябре 1923 года была очень дождливая погода. Начались проблемы с поверхностными стоками, но, прежде всего, начались массивные утечки воды в основании арок над гравитационной подушкой.
Плотину нельзя было назвать завершенной. Предстояло закончить еще множество строительных работ. Непогода была также и во второй половине ноября.
1 декабря 1923 года в 6.30 утра сторож плотины синьор Morzenti почувствовал «сильный толчок». (Впоследствии защита фирмы Viganò даже выдвинула гипотезу о том, что взрыв произошел в результате террористического акта).
А в 7.15 утра обрушились десять центральных арок плотины. Масса воды объемом от 5 до 6 миллионов кубометров безумным потоком обрушилась вниз с гор.
Первая деревушка Bueggio была полностью смыта, также были снесены потоками воды две электростанции, две церкви и кладбище. Вода неслась по узким горным руслам рек. Исчезла еще одна деревня Dezzo, электростанция, старинный мост, дорога и литейный цех по производству чугуна, что вызвало ужасающее зрелище воды, пламени и пара.
На высоте горы образуют ряд ущелий. Потоки воды, несущие обломки, в самых узких местах образовывали озера, которые через несколько мгновений прорывали запруды из обломков и устремлялись вниз с еще более разрушительной силой. Многие населенные пункты были сильно повреждены, в местечке Mazzunno была разрушена четвертая электростанция. Волна хлынула на сегодняшний Боарио-Терме. Сталелитейные цеха Ferriere di Voltri были частично смыты.
Ниже по течению долина расширяется и достигает реки Oglio. Сила волны уменьшилась, но все еще причиняла очень серьезный ущерб, пока не достигла озера Изео.
Здесь зрелище было не менее ужасным, в мутной воде плавали тела и обломки.
Число погибших было оценено в 500 человек.
4 июля 1927 года суд Бергамо вынес приговор Virgilio Viganò и инженеру Santangelo три года и четыре месяца плюс штраф в размере 7 500 лир.