Когда я впервые увидела рекламу духов Paloma Picasso - дело было в конце 1980-х - меня поразило лицо женщины на рекламном постере: почти злое, с налитым кровью взглядом. Такой эффект создавали опущенные углы рта и не заретушированная слизистая глаз в черной подводке.
Позднее я встречала эту же рекламу в "зафотошопленном" варианте - никакой красноты, осветленные тени, смягченные краски. Видимо, ушла из моды агрессивность 1980-х. Однако тот первый образ сделал свое дело: в юности я даже не пыталась попробовать эти духи, чувствовала, что не дотяну по градусу до роковой красотки. Тем не менее, сама Палома Пикассо - а на рекламе была именно она - меня тогда до крайности заинтересовала, захотелось узнать, что за история стоит за таким лицом.
Знаменитая фамилия, по утверждению Паломы, заставляла ее испытывать дискомфорт. В юности Палому очень расстраивало, что люди оценивают ее в первую очередь как дочь знаменитого отца - мол, от нее ждали чего-то эдакого, и это ей мешало. Такое отношение, однако, не сподвигло Палому взять псевдоним. Вообще-то, ее матери, художнице Франсуазе Жило, пришлось побороться за возможность дать своим детям - Паломе и ее брату Клоду - фамилию Пикассо: она не состояла в официальном браке со знаменитым художником, дети были незаконнорожденными и должны были носить фамилию матери. Но Франсуаза Жило воевала насмерть, так как прекрасно понимала, что громкое имя - это хороший стартовый капитал для ее детей, потому что Пабло Пикассо не рвался их поддерживать: мстил таким образом их матери, осмелившейся уйти от него.
Пикассо поставил галеристам, у которых выставлял и продавал свои картины, условие не принимать работы Франсуазы Жило, а его картины, которые он подарил Франсуазе за десять совместно прожитых лет и которые она могла бы в случае необходимость продать, таинственным образом пропали из ее дома вскоре после их расставания. Так что детям пришлось пробивать себе дорогу в жизнь более-менее самостоятельно, и фамилия им весьма пригодилась.
Из всех четверых детей Пикассо именно Палома оказалась самой творчески одаренной. Правда, по стопам отца она все-таки не пошла, живопись ее скорее отпугивала, чем привлекала, но современное искусство - это довольно обширная область, в которой много чем можно заниматься помимо живописи. Палома окончила Нантский университет и стала работать художником по костюмам в авангардных театральных постановках. Создавая сценические образы, она обнаружила склонность к эффектным украшениям, которые были замечены знатоками. Постепенно Палома увлеклась придумыванием аксессуаров и ювелирных изделий - одним из ее первых заказчиков стал Ив Сен-Лоран. Вершиной ее карьеры как дизайнера стало сотрудничество со знаменитой фирмой Tiffany & Co, начавшееся в 1980-м году.
Сложно сказать, только ли талант Паломы привлек Tiffany: к тому моменту она была довольно ярким персонажем международной модной тусовки - дружила с художниками и модельерами, регулярно посещала вечеринки легендарного нью-йоркского клуба "Студия 54", позировала фотографам, путешествовала, делала костюмы для театральных постановок. Даже снималась в кино - в роли графини Батори в скандальном эротическом фильме "Аморальные истории" режиссера Валериана Боровчика.
В 1978 году Палома Пикассо вышла замуж за аргентинского драматурга Рафаэля Лопес-Камбила, и ее свадьба стала гвоздем парижского светского сезона. Конечно, как ювелир она тоже работала - создавала украшения для своих друзей-модельеров. После смерти Пабло Пикассо в 1973 году она, хоть и не сразу (Пикассо не оставил завещания, его внебрачным детям пришлось обратиться в суд для раздела имущества), стала богатой наследницей и ее имя не сходило со страниц газет и журналов. Палома Пикассо к 1980-м уже сама по себе была брендом и прекрасно это понимала - что и выразила, запустив в 1984 году собственную парфюмерно-косметическую линию.
Естественно, аромат она разрабатывала не сама - этим занимался парфюмер Френсис Бокрис. Партнером по производству выступил концерн L'Oreal. Полностью название духов звучало как Mon Parfum Paloma Picasso, но вот это Mon Parfum постепенно отошло на второй план и потом исчезло: его перестали указывать даже на коробках, а на флаконах его изначально не было, сейчас этот аромат официально продается как Paloma Picasso.
В рекламных статьях того времени Палома Пикассо всячески подчеркивала, что эти духи - "для таких сильных женщин, как я", и потом на разные лады доносила до аудитории, что это ее парфюмерный автопортрет. Аромат получился словно балансирующий на грани: яркий, привлекающий внимание - но не резкий, не чрезмерный. По современным мерками он, пожалуй, даже сдержанный. Элегантный шипр 1980-х, духи богатой наследницы, для которой образ богемной бунтарки - просто игра. У духов Paloma Picasso сложный переливчатый старт, в котором сочетаются зеленые травы, роза и цитрусы, не менее сложное раскрытие с преобладанием мимозы, ванили и пачулей, и темная, таинственная база, в которой дубовый мох скомбинирован с животными нотами такой откровенности, какой в современной парфюмерии уже просто не бывает.
Винтажная Paloma Picasso в разных концентрациях пахнет чуть по-разному: парфюмированная вода зеленее, розовее и прозрачней духов, в ней меньше сладких цветов. Я не носила этот аромат в 1980-х, познакомилась с ними относительно недавно, и мне нравятся все варианты - но я знаю, что для многих носивших Paloma эта разница была принципиальной.
Отзывы на современные парфюмированную и туалетную воду очень противоречивы - кто-то улавливает сходство с тем, что выпускалось раньше, кому-то (в основном поклонницам духов) не видится ничего общего. Все очень сильно зависит от того, что в свое время зацепило. Одно могу сказать точно: когда этот аромат перезапускали, образ Паломы Пикассо на рекламном постере очень сильно смягчился - из него ушла агрессивность, оттолкнувшая меня 30 лет назад.
Список всех моих статей о винтажной парфюмерии
(C) Виктория Власова
Перепечатка любых материалов блога возможна только с письменного согласия автора