Обозначилась проблема. Правое полушарие мозга у нынешнего поколения начинает всё чаще давать сбои. Это замечают учёные в разных концах света из разных стран. Тенденция становится ощутимой.
Что же случилось? Что не так с правым полушарием? Как это проявляется? И главное, к чему это может привести?
Наш мозг, как известно, состоит из двух полушарий, каждое из которых имеет свою «специализацию». Левое отвечает за логику, анализ, схемы, знаки, алгоритмы и речь. Правое – это воображение, фантазия, интуиция, творчество, эмоции. Так, по крайней мере, принято считать.
Сегодня левое «логическое» полушарие явно в приоритете.
Сейчас, чтобы продвинуться в жизни, стать успешным, нужно быть рациональным и результативным, ибо конкуренция велика. Надо уметь проанализировать, просчитать, ничто не должно отвлекать и сбивать. Поэтому прилагаются немалые усилия, чтобы максимально «накачать» эту «успешную», как считают многие, левую половину мозга.
Что до правой стороны - то воображение, мечты, фантазии, эмоции... это потом… не первая жизненная необходимость… И даже, в некотором смысле, помеха.
Но, увы, результат, как показывают исследования, проводимые в разных странах, далёк от задуманного. И не без причины растёт беспокойство учёных усиливающимся доминированием левого полушария.
Игнорируя правое «творческое» полушарие, развить левое «логическое» не получится.
Прежде всего потому, вклад каждого из полушарий отнюдь не исчерпывается приведённым выше перечнем функций. Это слишком упрощённо. Зоны их влияния значительно шире, а связи сложнее.
И второе, полушария никогда не действуют в одиночку, изолировано друг от друга. Решая любую задачу, будь то творческая или техническая, они включаются оба. И ослабление одного из них неизбежно ведёт к ослаблению и ошибкам второго.
В чём же специфика правого полушария?
Оно оперирует общими базовыми образами. Схватывает картину в основных чертах и складывает её в образ. Обеспечивают это органы чувств – зрение, слух, обоняние, осязание и т.д. Образ формируется объёмный (3D образ), дополненный цветом, запахом, тактильными ощущениями, звуками, различными эмоциями.
Допустим, вам говорят: «Стол». Вы сразу понимаете о чем идёт речь. Что это не перьевая ручка и не стиральный порошок. Общие очертания и какое-то представление о предмете уже возникли.
Дальше образ будет уточняться и конкретизироваться, подвергаться детализации и анализу при помощи братского левого полушария. Но изначально уже кое-что ясно.
Возьмите любое слово и тут же возникнет общий образ.
На таких базовых «кирпичиках» и строится мышление. Это заготовки, которые мы вытаскиваем не задумываясь. Мы их накапливаем, перегруппировываем, используем для создания более сложных образов. А те - для ещё более сложных.
Этот увлекательный процесс и есть воображение – способность вырабатывать новые образы на основе имеющегося в сознании материала.
И вот первое затруднение.
При слабом правом полушарии «ассортимент» накопленных образов формируется весьма обеднённым. Это, в свою очередь, затрудняет работу левого полушария – у него дефицит материала для его части работы (анализ, систематизация). В итоге вывод, построенный на таком ограниченном объёме данных, оказывается ложным.
Где-то в публикациях встретился такой пример: ребёнок (какой молодец!) знает названия всех, даже экзотических животных. Уверенно называет их по карточкам. Родители гордятся – растёт эрудит.
Но на другом рисунке - в книжке - он этих животных не узнаёт. Потому что, на самом деле, думал, что жираф (и др.) – это название карточки. Сюрприз, не так ли? Ребёнок, оказывается, просто заучил. Не сформировался, не отложился образ «животное» в «копилке» правого полушария и левое оказалось бессильно правильно его классифицировать.
«Стол», «цветок» или «животное» – это достаточно просто. Можно опереться визуально. А как быть с такими, куда более комплексными образами, как, например «веселье», «зло», «красота» и т.п.?
А дальше будет ещё сложнее. Нужно будет постигать такие предметы, процессы и явления, которые мы никогда не видели и не увидим непосредственно глазами, не сможем потрогать руками. Главным преимуществом будет способность представить эти процессы в уме.
Учителя отмечают, что сейчас встречается всё больше детей, которым сложно не только представить как, к примеру, электроны вращаются вокруг ядра, но даже «увидеть картину» при чтении художественной литературы. Не возникает образа - целостного, с его внутренними связями и динамикой. Умозаключение строится на одной-двух выхваченных, доступных восприятию, деталях. В итоге, на выходе мы имеем пресловутые фрагментарные знания.
Итак, одна из задач правого полушария – накапливать базовые образы, которые станут основой для дальнейших мыслительных процессов.
Следующая зона ответственности правого полушария – чувство пространства и времени.
Видеть форму, размер объекта, его расположение по отношению к другим, расстояние до него, направление его перемещения, он больше-меньше, спереди-сзади и т.д. – всё это кажется естественным. Это опорные метки, по которым мы, во-первых, ориентируемся в пространстве и, во-вторых организуем наши собственные движения.
Человек с ослабленной функцией правого полушария плохо чувствует пространство.
Это не только всем известный «географический кретинизм». Есть и другая проблема – такой человек, как правило, плохо ощущает собственное тело и его границы. Поэтому ему бывает трудно выстроить соразмерность своих движений. Это тот, кто часто спотыкается, наступает на ноги другим, у кого в руках всё ломается, про кого говорят «как слон в посудной лавке». Движения неловкие, угловатые, неточные.
Могут быть, конечно, и другие причины – проблемы со зрением, последствия травм и каких-либо заболеваний, пожилой или, наоборот, младенческий возраст, усталость и т.д. Но мало кто задумывается, что одним из факторов такой моторной нескладности может оказаться плохое ощущение пространства.
Ещё один маленький штрих - человек со слабым правым полушарием хуже замечает то, что находится слева от него. Если это чашка, которую, не увидев, смахнули со стола и разбили – это мелочи. Хуже, когда находясь за рулём, не заметили «помеху слева».
Чувство пространства – это не только точность движений и ориентирование на местности. Оно необходимо когда мы учимся писать, читать, считать, говорить.
Хотя речь и работа со знаками (буквы, цифры) – это задачи левого полушария, но, оказывается, без правого тут тоже не обойтись.
Ведь речь – это выстраивание слов в определённой последовательности (пространственное понятие), иначе вас трудно будет понять.
Письмо – нужно соблюсти пропорции букв, правильное их начертание и границы между ними, расположить их на пространстве листа.
Счёт тем более связан с пространством - мы не освоим его пока не уясним место определённого числа в ряду других чисел. Везде нужно ощущение пространства, без него никак.
К сожалению, всё чаще приходится иметь дело с такими нарушениями как дислексия (проблемы с чтением), дисграфия (проблемы с письмом), дискалькулия (проблемы со счётом). Причину нередко следует искать в правом полушарии.
Также растёт «нелюбовь» к объёмным текстам, поскольку сориентироваться в пространстве большого текста, схватить целые блоки знаков («многабукв»), оказывается непомерной когнитивной нагрузкой. Удержать внимание удаётся только на коротких выжимках.
Итог - всё та же фрагментарность и поверхностность знаний.
Чувство времени – тоже прерогатива правого полушария.
Всё, что мы делаем физически либо умственно, так или иначе связано со временем, выстраивается в потоке времени. Настоящее вытекает из прошлого, новый опыт – из предыдущего. Мозг сравнивает прошлый образ с настоящим, выясняет какие детали добавились и встраивает их точно по местам. Разворачивается пространственно-временная последовательность. Этот очень важный процесс - основа способности улавливать причинно-следственные связи.
Слабое правое полушарие может создать, в этой связи, следующие «неприятности».
Само ощущение времени, его движения, цикличности, его отрезков, преемственности - становится размытым. Образы теряют свою отнесённость, привязку к определённым временным этапам. Начинается путаница, образы всплывают невпопад, кусками, события смешиваются. Поэтому услышать на уроке истории, что «Александр Македонский открыл таблицу Менделеева» - это отсюда.
Взывать в таких ситуациях к левому полушарию «где твоя логика?!» - без толку. Причина в том, что в правом не закрепился соответствующий образ в пространственно-временном измерении. Вот и получаются подобные нелепые «склейки».
Расстройство чувства времени может подвести и в другом.
В умении «вместить» свою деятельность в определённый временной отрезок. Притупляется чувство длительности событий, человек затрудняется определить сколько времени заняло у него то или иное действие. Время воспринимается как нечто отчуждённое, проходящее где-то там за окном.
Поэтому рассчитать время, уложиться в срок – это для такого человека большая проблема. Постоянные опоздания, длительные «зависания», частые переносы и откладывания дел, «зашёл на минутку в интернет, глядь, а уже три часа ночи» и т.д. – всё это признаки того, что человек плохо контачит со своим чувством времени. Простой вопрос: «Чем вы занимались сегодня в течение дня?» - ставит в тупик. Типичный ответ: «Сам не понимаю, куда время ушло.»
В результате такие процессы как планирование, стратегия, завершение промежуточных этапов, от которых напрямую зависит продвижение вперёд (читай, дальнейший успех), оказываются труднодостижимыми. А всё из-за того, что правое полушарие не смогло обеспечить опоры на временные точки, предоставить пространственно-временной каркас.
Кстати, жалобы на такие противоположные состояния, как «страшные перегрузки (замотанность)» и «тотальная лень» имеют, как ни парадоксально, одну и ту же основу – утрата ощущения времени и неспособность соразмерно и адекватно совместить время и свою деятельность.
Сегодня на этом остановимся.
Но это далеко не всё о вкладе правого полушария в общую работу.
Продолжение читайте в следующей статье.
Любовь Лебедева, клинический психолог, нейропсихолог (Москва)
В следующих статьях мы расскажем о других тонкостях работы мозга и его структур.
Оставайтесь с нами, подписывайтесь на наш канал, будет много интересного.