Найти в Дзене
Записки Шурика

Павел Смеян. Блюз за 30 рублей.

Крупнейшая российская музыкальная компания «Bomba-Piter inc.» (генеральный директор Олег Грабко) выпустила очередной сборник из песен, исполненных Павлом Смеяном «Разговор с тобой» на платформах «iTunes», «Google Play Музыка», «Яндекс.Музыка» и других интернет-ресурсах.

На этот раз сборник посвящен лирической стороне творчества Павла, и в него включены как хорошо известные произведения, такие как фрагменты рок-оперы «Юнона и Авось» и песни из кинофильмов «Валентин и Валентина», «Случай в аэропорту», так и совсем мало известные записи (например, «Разговор с тобой» Андрея Эшпая).

В число не очень известных работ Павла можно включить и замечательную песню Сергея Миклашевского на стихи Михаила Цецулина «Блюз для серебряного саксофона».

Вот как рассказывал автор музыки Сергей Миклашевский об этой песне:

- То давняя история. Ни о каких телепередачах речи не шло, ибо тогда, в конце 70-х, я трудился во благо войны в одном из многочисленных п/я столицы. Для тех, кто не в курсе, объясняю, что п/я - это "почтовый ящик", предприятие, которое не имело названия, а имело только длинный номер, следующий за этим самым п/я. Сделано это было для неудобства шпионов определить, а чем же занимаются люди, работающие в нескольких зданиях за высоким забором почти в центре Москвы. Насколько помню, наша контора занималась производством кварцевых резонаторов для радиоаппаратуры и имела еще и гражданское название - НИИ "Фонон". До приема на работу всех два месяца проверяло КГБ на лояльность, а потом, уже когда зачисляли в штат, первая беседа было в 1-м отделе, где гебешник рассказывал о том, что теперь нам надо быть особенно осторожными, потому что Родина доверила нам свои секреты, а американцы только этого и ждут, чтобы засунуть микрофон в, скажем, пластиковый пакет, легкомысленно взятый нами на какой-нибудь выставке на ВДНХ (клянусь, не выдумал, так это и говорилось).

Про приколы внутри этого п/я можно долго рассказывать, но сейчас речь не об этом. Как и везде, кучковались все там по возрасту и служебному положению, так и я нашел себе приятелей, близких по возрасту, одним из которых был мой тогдашний коллега по засекреченной профессии регулировщика радиоаппаратуры Миша Цецулин, который пописывал стихи. Я поигрывал в самодеятельности. Мы не могли не объединить на время наши усилия.

Как-то раз Мишель рассказал мне своими словами сюжет песни, которую он придумывал уже некоторое время. Я, вдохновившись этой нехитрой историей, дома под гитарку нанунукал тему для неё, несколько попользовавшись прелестной музыкой Э. Артемьева из к/ф "Свой среди чужих...", записал это на магнитофон, а будущий автор стихов уже под эту, как в профессиональных кругах называлось, "рыбу", написал уже готовый текст. На тот момент тем дело и закончилось.

Через несколько лет, играя уже в группе плехановского института "Континент", я, бывало, сам иногда исполнял сие произведение на танцульках и даже запремьерил песню на сочинском ТВ в 80-м году, где про нас сделали довольно большую передачу.

Во второй половине 80-х, когда я уже тусил в Молодежной комиссии Союза композиторов, эту песню захотел спеть певец из Москонцерта Гена Дубинский, для которого на студии Виталия Набережного в ДК ЗИЛ была и записана фонограмма. За мои деньги. Игралось там всё живьем и полным составом одновременно, а играли... По памяти: на гитаре играл Александр Костиков, на барабанах - Володя Бузань, басил я сам, естественно. Клавишник , С. Оганесян, помню, что он с собой притащил тяжелейший инструмент - Rhodes-piano (такси и по червонцу каждому за запись, опять же, за мой счет). А на саксе играл Игорь Коновалов. Короче, вся братва, кроме клавишника, была из любимого Царицынского музучилища. Кстати, запись была моно. Потом эту фонограмму, как сейчас говорят, отмастерил и сделал эдакое псевдостерео мой друг Витя Савин, он уже тогда работал в студии театра им. Моссовета.
Певец Дубинский потом куда-то сгинул, а нереализованная песня осталась на руках, и я предложил её Павлу Смеяну. Как сейчас помню, историческая встреча проходила за кулисами сцены ДК "Меридиан". Паша песню послушал, сказал, что берет, но добавил при этом, что он, мастер, бесплатно не работает. И куда мне было деваться?

Была арендована студия Владимира Добролюбова, где я выполнял какие-то заказы. Паша пришел на запись как рояль элегантный, в строгом костюме, сел на диван в студии, собрался и сидя напел сразу три дубля подряд, взял за каждый дубль по червонцу. А потом послушал и попросил, чтобы оставили третий. После чего так проникся процессом, что бесплатно проложил на Роланде D-50 струнные ближе к концу. И это тоже вошло в финальный вариант. Надо сказать, что Роланд находился в соседней комнате, его принесли и положили на пол, так что играл Павел, сидя на корточках.

Володя Добролюбов, узнав про деньги, долго не мог успокоиться и приговаривал, типа, «ну, Паша, ну, появится он у меня еще, обдиру, как липу».

А затем Паша, совершенно бесплатно для меня (!), отнес эту песню на радио "Европа плюс Москва", так оно тогда называлось, где её взяли в эфир, хотя в ТО время нашу музыку практически не брали совсем, только импорт.

К сожалению, от той записи осталась только жуткая по качеству копия с компакт-кассеты. Да и исходник был, мягко говоря, не очень. Минусовку писали в реальном времени всей кучей на STM, потом мой друг Витя Савин её немного подчистил в студии театра Моссовета (это плюс еще одна копия), а вокал писали на восьмиканальный Фостекс, который записывал на плёнку 6,25.

Виктор Савин и Сергей Миклашевский (фото автора)
Виктор Савин и Сергей Миклашевский (фото автора)

Звукорежиссером был уже покойный ныне Андрюша Позмогов, который потом прославился тем, что записывал многочисленных бардов в проекте "Песни нашего века". Вот и вся история. Хотя, было и маленькое продолжение.

Позже на фестивале от Союза композиторов под названием "Московская осень" меня попросили одну песню на один из концертов то ли в зале Чайковского, то ли Большом Зале Консерватории. Я решил показать этот "Блюз...", но пришлось на 32-строчной нотной бумаге написать оркестровку для большого оркестра. Была одна репетиция, Павел приехал опять прикинувшись роялем, с первого раза спел с оркестром, и оркестр после этого захлопал ему смычками по струнам и т.д. А кому еще хлопать-то? Не автору же в тёмном зрительном зале...

Полный трек-лист сборника «Разговор с тобой»

1. Пролог (Из рок-оперы «Юнона и Авось») (Алексей Рыбников - Андрей Вознесенский)


2. Разговор с тобой (Андрей Эшпай - Андрей Эшпай)


3. 60 секунд (Владимир Шаинский - Борис Салибов)


4. Донесение (Из оперы «Джордано») (Лора Квинт - Владимир Костров)


5. Виктория (Павел Смеян - Павел Смеян)


6. Блюз для серебряного саксофона (Сергей Миклашевский - Михаил Цецулин)


7. Всё начинается с любви (Из фильма «Валентин и Валентина») (Евгений Дога - Андрей Дементьев)

8. Две любви (Из к/ф «Случай в аэропорту») (Геннадий Александров - Наум Олев)

9. Аллилуйя любви! (Из рок-оперы «Юнона и Авось») (Алексей Рыбников - Андрей Вознесенский).

Блюз
8739 интересуются