ANGELFISH «Angelfish»
Когда в самом конце 90-х годов начал вещание телеканал «MTV-Россия», это был не просто «глоток свежего воздуха», а настоящее открытие и неиссякаемо щедрый источник информации для любителей качественной (преимущественно западной) музыки. Бесчисленное количество достойных зарубежных коллективов обрело тогда широкую популярность на бескрайних просторах нашего отечества. И всё благодаря этому каналу, о котором даже сейчас, когда его уже давно нет с нами, вспоминаешь с особой теплотой.
Одним из таких MTV-открытий стали песни «I Think I'm Paranoid» и «Only Happy When It Rains» коллектива GARBAGE (или по-нашему просто «Мусор»). Несмотря на то, что на тот момент группа выпустила уже второй успешный альбом, наши соотечественники только-только начинали знакомиться с этим удивительным рок-феноменом, местами по-гранжевому грязным, но не лишенным изрядной доли электронного изящества. И, конечно же, очень многих сразу же покорил узнаваемый дерзкий вокал Ширли Мэнсон.
Теперь давайте нажмем кнопку СТОП на нашем воображаемом кассетном магнитофоне и отмотаем пленку времени на несколько лет назад. Почему кассетном? Просто потому, что в конце 90-х аудиокассеты все еще оставались самым популярным носителем музыки.
До какого момента будем мотать? Ну, предположим, до 1994 года. А если точнее, до момента, когда вышел дебютный одноименный альбом шотландской группы ANGELFISH. И то был (и остается по сей день) настоящий сумрачный пост-панк шедевр, о котором, к сожалению, до сих пор не ведают многие поклонники как творчества GARBAGE, так и лично Ширли Мэнсон. А знать бы следовало!
Альбом «Angelfish» открывает драйвовая готическая рок-композиция «Dogs In A Cage», выполненная в лучших традициях SIOUXSIE AND THE BANSHEES. Впрочем, здесь нет ничего удивительного. Сьюзи Сью - харизматичную предводительницу «баншей» - Ширли Мэнсон до сих пор называет в числе своих кумиров и вдохновителей. А музыка THE BANSHEES, особенно альбомы “The Scream” и “Kaleidoscope”, стали тем самым «волшебным пенделем», благодаря которому Ширли еще в подростковом возрасте «заболела» музыкой и приняла твердое решение во что бы то ни стало состояться на рок-н-ролльном поприще.
Следующим номером идет тоже невероятно мощная, еще более мрачная и леденящая душу композиция «Suffocate Me» на тему «люблю тебя, но странною любовью». Песня оказалась цепляющей настолько, что именно её было решено выпустить в качестве официального e.p., а также снять на неё видеоклип, в котором, кстати, Ширли Мэнсон и была замечена влиятельным продюсером и в перспективе барабанщиком будущих GARBAGE Бутчем Вигом. Необычный контральто-вокал Ширли настолько впечатлил Бутча, что о других кандидатурах на роль вокалистки пока лишь только задуманного проекта даже не могло быть и речи. По крайне мере, хочется надеяться, что это было именно так. Иначе под вывеской GARBAGE появилось бы нечто совершенно иное, если появилось вообще.
Но вернемся к альбому «Angelfish». Следующие несколько более светлые по настроению композиции «You Can Love Her», «King Of The World» и «Sleep With Me» предваряют очередной мощный трек «Heartbreak To Hate», вышедший отдельным самостоятельным синглом. Без официального видеоряда (пусть довольно бюджетного, но весьма эмоционального и атмосферного) тут тоже не обошлось.
Последующие умеренно-размеренные вещи «The Sun Won't Shine» и «Tomorrow Forever» удачно обрамляют истинный «уродливо-прекрасный изумруд» - особо выделяющуюся на общем фоне композицию «Mummy Can't Drive». Чем она так выделяется? Ну представьте себе панк-гимн «God save the Queen» SEX PISTOLS, только в по-настоящему мрачной, холодной и еще более истеричной интерпретации с голосом Ширли Мэнсон.
Что любопытно, в этой песне прослеживается вполне определенная преемственность рок-поколений. Музыка SEX PISTOLS когда-то подстегнула Сьюзи Сью сперва стать панком и войти в пресловутый «контингент Бромли», а затем стать боевой творческой единицей в составе группы SIOUXSIE AND THE BANSHEES. А музыка «баншей», в свою очередь, вдохновила Ширли Мэнсон на те творческие подвиги, свидетелем которых впоследствии стала многомиллионная армия поклонников GARBAGE из разных уголков мира.
В финале альбома звучит изящная закрывающая «The End» - этакий оригинальный микс из пост-панкового «Bad Medicine Waltz» группы THE CULT и одного из будущих величайших хитов GARBAGE «The World Is Not Enough», который стал заглавной темой кинофильма про Джеймса Бонда.
Название последней композиции альбома «Angelfish» оказалось символичным. Это действительно был «The End». Причем не только для альбома, но и для всей умопомрачительной музыки ANGELFISH. Далее последовал судьбоносный звонок Бутча Вига в Эдинбург, перелет Ширли через океан и начало триумфальной эры GARBAGE.
А «Рыбки-ангела» просто-напросто не стало. Но живучие «икринки» (в виде целого альбома и еще двух синглов) нам от неё все же остались, что тоже довольно щедрый подарок судьбы на все времена.
Кстати, если проявить внимательность, то в творчестве ANGELFISH можно услышать очень много отголосков GARBAGE несмотря на то, что последние появились позже. Данное обстоятельство наталкивает на вполне определенную мысль: творческая роль приглашенной Ширли Мэнсон даже на ранних этапах развития нового заокеанского проекта была довольно велика. Или же это все её бунтарская харизма и невероятно эмоциональный голос, который не спутаешь ни с кем?