Найти тему
Россотрудничество

Во Российской стороне…

Оглавление

Россия уверенно претендует на место в первой пятерке стран по числу обучающихся иностранцев

Традиция искать ума-разума на чужбине возникла много столетий назад. Уже в Средневековье никого не удивляла необходимость отправляться на учебу, скажем, из Швабии – в Париж. Именно туда, в Парижский университет, собирался бродячий школяр вагант - персонаж известной песенки, для которой Давид Тухманов и Лев Гинзбург использовали текст ХIII века. Со временем университетских корпораций становилось все больше - Болонья, Монпелье, Оксфорд… Появлялись новые школы, новые крупные центры университетской культуры, куда и стремились за образованием молодые люди со всех концов континента.

Окно из Европы

Россия долгое время оставалась от этих процессов в стороне. Попытки наладить академические обмены начались еще при Борисе Годунове. Но православное духовенство воспротивилось тому, чтобы молодежь получала образование вместе с католиками и протестантами. Случаи, когда русские юноши отправлялись учиться в чужие края, были единичными. И часто бывшие студенты просто не возвращались домой. Первым россиянином с европейским образованием официально считается первопечатник Иван Федоров, получивший в 1532 году степень бакалавра в Краковском университете.

Перелом наступил в Петровскую эпоху: царь-реформатор смелой политической волей начал борьбу с дефицитом квалифицированных кадров. Боярские дети стали учиться в Германии, Франции, Англии, Италии и Голландии наравне со своими европейскими сверстниками. И тогда, и в последующие годы российских студентов отправляли осваивать технические специальности: прогресс в науке и промышленности требовал грамотных инженеров.

Памятник основателям Славяно-греко-латинской академии братьям Лихуды. Скульптор В.Клыко
Памятник основателям Славяно-греко-латинской академии братьям Лихуды. Скульптор В.Клыко

До приезда иностранцев на учебу в Россию было еще далеко. Первый отечественный вуз, Славяно-греко-латинская академия, открылся в Москве только в 1687 году. А решение о назначении для иноземцев специальных стипендий и освобождении от платы за учебу было принято еще через 200 лет правительством Александра II - в 1865 году. Тогда новые студенты приехали в Санкт-Петербург с Балканского полуострова - из Болгарии, Албании, Боснии, Герцеговины, Сербии… Таким образом российские власти показывали свою лояльность этим государствам и поддерживали их как пострадавших от турецкого гнета. Зарубежные гости учились не только в северной столице, но и в других городах – Москве, Одессе. Однако широкого распространения эта практика получить так и не успела.

-3

Да будь я и негром преклонных годов…

Идея обучать иностранцев вернулась при советской власти. Одной из программных задач большевиков была Мировая Революция; Россия рассматривалась как ее колыбель и основной плацдарм, но общественно-политический опыт было необходимо транслировать вовне. В 1921 году вышел декрет Совета народных комиссаров, согласно которому право на университетское образование получали все, кто достиг 16 лет, независимо от гражданства.

Первыми иностранцами в вузах РСФСР стали жители стран Востока. Там тоже шла активная борьба за независимость, и большевики относились к ней сочувственно. В начале 20-х гг в рядах советских студентов появились жители Монголии, затем к ним присоединились студенты из Китая, Турции, Ирана, Афганистана. Специально под эти задачи был создан Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), с региональными отделениями в Иркутске, Баку (Азербайджан) и Ташкенте (Узбекистан). КУТВ действовал без малого 20 лет – до 1938 г., и дал системное образование студентам более чем семидесяти трех национальностей. Срок обучения там составлял три года; изучались общеобразовательные дисциплины, экономика и политэкономия, а также основы марксизма-ленинизма.

Студенты Коммунистического университета трудящихся Китая
Студенты Коммунистического университета трудящихся Китая

Немного позже, в 1925 году, открылся отдельный интернациональный вуз для трудящихся Китая – отношения между двумя странами стали более тесными и теплыми. Учебная программа КУТК была довольно обширной: студентам предлагалось изучение языков (в первую очередь, русского), истории, философии, политэкономии, военного дела. При этом стипендии иностранцев в те годы практически были сопоставимы со средней зарплатой.

В 30-е гг. присутствие иностранных студентов в Советском Союзе стало сокращаться: в мире назревало предчувствие глобальных перемн, росла подозрительность к возможному внешнему врагу. Эмигранты-коммунисты, приехавшие при поддержке Коминтерна, все еще принимались в некоторые партийные школы, но это не афишировалось. По разным данным, как отмечают историки, в те годы в нашей стране обучалось только около двух сотен студентов из Восточной Европы. Хотя десятилетием раньше счет ежегодно шел на сотни человек для каждого отдельного вуза.

После победы в Великой Отечественной войне ситуация опять изменилась. Геополитическое влияние СССР резко возросло, на развитие и поддержку стран соцлагеря и развивающихся республик снова стали выделяться значительные средства.

-5

Цвет нации

В 50-е годы привлечение иностранных студентов, приобщение зарубежной молодежи к советским идеалам становится одной из стратегий упрочения позиций страны в противостоянии с США в холодной войне. Предполагалось, что, вернувшись к себе на родину, студенты займут высокое положение и в дальнейшем будут открыты к сотрудничеству с СССР.

География иностранного студенчества стала гораздо обширнее, чем во времена первой волны: молодежь ехала в страну не только из Восточной Европы и Азии, но и из Африки, Латинской Америки и Западной Европы. В 1960 году в Москве открыт один из крупнейших в мире интернациональных вузов, знаменитый Университет дружбы народов, получивший имя первого президента Конго Патриса Лумумбы. Количество будущих иностранных специалистов постоянно росло – к 90-му году оно составляло уже более 126 тысяч человек. СССР вышел на третье место в мире по числу студентов-иностранцев после США и Франции.

Российский университет дружбы народов, главный корпус
Российский университет дружбы народов, главный корпус

Расчет на то, что советские вузы взрастят будущий цвет нации дружественных стран, отчасти оправдался: многие выпускники-иностранцы добились выдающихся успехов. Фактически руководивший Китаем с конца 1970-х до начала 1990-х гг Дэн Сяопин закончил КУТК; глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас учился в аспирантуре РУДН; зампред Еврокомиссии Марош Шефчович получил диплом МГИМО. В советских вузах учились многие общественно-политические деятели: президенты Румынии - Ион Илиеску и Монголии - Нацагийн Багабанди, президент Гондураса Порфирио Лобо и президент Анголы Жозе Эдуардо душ Сантуш.

Москва. 1980 год. Университет дружбы народов имени П. Лумумбы. Курсы русского языка для иностранных студентов
Москва. 1980 год. Университет дружбы народов имени П. Лумумбы. Курсы русского языка для иностранных студентов

В немалой степени это стало возможным благодаря качеству советского образования – даже с учетом известных идеологических перекосов оно было актуальным по содержанию и эффективным по методике.

-8

Как это будет по-русски?

В первые годы обучения максимум усилий отводился на то, чтоб научить студентов учиться на русском языке: записывать и понимать лекции, читать и усваивать материал самостоятельно, полноценно общаться. Даже в нефилологических вузах первокурсники тратили на изучение русского языка 60% своего учебного времени, занимаясь им по 8 часов в неделю.

К концу пятого курса молодые люди должны были уметь:

· извлекать информацию любого содержания из текстов не только учебных или технических по своей специальности, но и публицистических, и художественных;
· воспроизводить ее устно и письменно, кратко и подробно;
· вести дискуссию на заданную тему, применяя при этом разные приемы аргументации.

Конечно, это не могло не дать результат – и профессиональные знания молодые люди усваивали без проблем, становясь первоклассными специалистами в своей сфере.

Но утилитарное овладение языком как средством получения информации - это еще не все. Ключевым местом преподавания русского языка была трансляция системы ценностей, культурного кода русского (советского) человека. Под эти цели был выделен отдельный предмет – лингвострановедение. Иностранцы систематически изучали особенности советского образа жизни, принятые в обществе нормы этики, элементы культуры. И преподавался этот предмет все пять лет обучения именно кафедрами русского языка – по тщательно структурированному плану.

Иногда успехи молодых иностранцев в изучении русского языка были так велики, что в дальнейшем они сами могли его преподавать своим соотечественникам – достоверно известно про такие случаи в Японии и Боливии.

Вернуть свое

В общей сложности с 1949 по 1991 год в советских вузах получили образование более 500 тыс. человек из 150 стран. Вузы, принимавшие иностранцев, действовали в 120 городах. С распадом СССР ситуация начала меняться.

Из-за недостаточного финансирования закрывались культурные центры в развивающихся странах Азии и Африки, бывших странах соцлагеря. Образование в РФ переводилось на коммерческую основу как для иностранцев, так и для российских граждан. Все это привело к заметному спаду. По данным ЮНЕСКО, в 1996 г. доля иностранных студентов, обучавшихся в России, составляла лишь около 5% от общемировой.

С началом двухтысячных и выходом страны из системного кризиса число приезжающих к нам на учебу из-за рубежа снова начало расти. Однако поначалу темпы этого роста были не высоки. В 2010 году Министерство образования РФ подготовило проект Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на 2011-2020 годы. Среди основных целевых показателей в нем планировалось увеличение доли России в мировом экспорте образовательных услуг до 7%. Однако в результате число иностранцев, обучающихся в нашей стране, выросло к 2020 году втрое.

Неожиданный прорыв

«Такого прорыва мы не ждали», - цитирует замминистра образования и науки РФ В. Каганова информационно-аналитический журнал «Аккредитация в образовании». Если в 2010-2013 годах прирост студентов составлял чуть больше 10 тысяч в год, то в 2015 году доля иностранцев от общего количества студентов в российских вузах превысила советские показатели в два раза, составив 5,4%! А ведь это соотношение – один из основных критериев оценки конкурентоспособности учебного заведения и его вовлеченности в процесс глобализации.

Причиной такого роста стали колебания курса рубля в 2014 году. В пересчете на мировые валюты цены на услуги российских вузов стали выглядеть гораздо привлекательнее. Благодаря этому по числу иностранных студентов наша страна занимает сегодня, по разным оценкам, пятое или четвертое место в мире.

За синей птицей

За какой же синей птицей стремятся на одну восьмую часть суши молодые иностранцы сегодня?

В отличие от своих предшественников середины ХХ века, они все чаще выбирают не технические специальности, а экономику и управление, гуманитарные науки и юриспруденцию. Побуждения, которые приводят их в нашу страну, тоже изменились. По данным исследования МГУ, опубликованного в 2016 году в журнале «Университетское управление: практика и анализ», сегодня это:

· изучение языка и культуры, что в дальнейшем поможет с трудоустройством в принимающей стране;
· более качественное, чем на родине, образование;
· наличие родственников в России, которые могут помочь устроиться на время обучения;
· получение квоты на образование в РФ;
· наконец, семейные традиции - бывшие выпускники советских вузов присылают детей учиться в страну, которая выучила их самих.

Иногда мотивы иностранцев прагматичны:

- Когда меня спрашивают, почему я приехала именно в Россию, я обычно говорю, что интересуюсь русским языком, - говорит Чуньхуа, студентка РУДН. – Это правда так, но есть и другая правда: у нас в Китае очень сложно поступить в институт даже за деньги. В России конкурс ниже, так что здесь я могу получить высшее образование за меньшие деньги, для моей семьи это хороший вариант. Я думаю, многие студенты из Китая могли бы так сказать.

Иногда полны романтики и вдохновения:

- Я в восторге от вашей страны! – говорит Джейн, которая изучает страноведение и экономику в СПбГУ. – Когда я ехала сюда, мне не советовали улыбаться на улицах, так как это приемлемо только в США, и в России такое людям не нравится. Но русские очень дружелюбны и открыты, и я захотела изучить русский язык и понять русскую душу, а не только получить знания по моей профессии.

Большая часть студентов, получив диплом, планирует вернуться на родину. Представители некоторых стран даже заведомо едут в Россию за конкретной специальностью. Так, например, ланкийские студенты уже традиционно поступают на медицинские факультеты – врачи с российским образованием на Шри-Ланке очень востребованы. Об этом рассказал посол Шри-Ланки в России Мигахалаге Дураге Ламаванса во время встречи с заместителем руководителя Россотрудничества Павлом Шевцовым, состоявшейся в начале сентября.

Немало среди студентов и тех, кто охотно остался бы в России, если будет такая возможность.

-9

У нас товар, у вас купец

Ежегодно из федерального бюджета для иностранных студентов выделяется 15000 государственных стипендий, позволяющих получить высшее образование в нашей стране бесплатно.

Однако мало просто выделить деньги. Необходимо, чтобы адресаты узнали о такой возможности, ведь в едином образовательном поле, к которому постепенно приходит современный академический мир, растет и конкуренция за студентов между странами.

В большой степени успешному экспорту российского образования способствует работа Россотрудничества. Концепция его продвижения на базе РЦНК за рубежом подписана еще в 2014 году, и с тех пор сделано немало: российские центры науки и культуры помогают вузам организовывать выставки и презентации, «Дни открытых дверей», приёмные кампании на территории других стран, выступают в качестве посредника при деловых контактах с представителями иностранной высшей школы.

Даже в наступившем учебном году, осложненном пандемией COVID-19, мероприятия проходят практически еженедельно. В начале сентября РЦНК в Буэнос-Айресе провел видеопрезентацию программы российских стипендий для студентов и преподавателей образовательного центра Instituto Planck города Росарио (Аргентина). В августе организационное собрание 550 абитуриентов, поступивших в российские вузы, состоялось в РЦНК в Улан-Баторе (Монголия). Представительство в Киргизстане передало учебные и методические пособия по русскому языку и литературе Иссык-Кульскому государственному университету. В Тунисе минувшим летом стартовал цикл лекций для поступающих в вузы России юных историков. В Тель-Авиве прошла онлайн-конференция по вопросам дистанционного обучения израильтян в России. В Замбии выставки-презентации российского образования посетили более 300 человек.

Конечно, одним из самых острых остается вопрос, как в новых условиях сделать учебный процесс безопасным для здоровья. На прошедшем совместном совещании с ректорами российских вузов министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков подчеркнул, что вопрос обучения иностранных студентов в этом смысле находится на особом контроле.

И тут Россотрудничеству тоже есть что предложить. Например, для проведения выставки-ярмарки «Российское образование – 2020» в Индии специально была создана онлайн-платформа. Такой формат дал возможность оценить перспективу получения российского образования абитуриентам со всей страны – выставку посетили более 10 000 человек!

-10

А подготовиться к экзаменам поможет новый онлайн-сервис агентства, который получил название «Учись в России». Пользователи ресурса смогут изучить в режиме онлайн основные курсы по школьной программе, познакомиться с материалами для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, и, конечно, подтянуть русский язык.