Знакомо такое, что подготавливаешь список покупок, смотришь на скидки и стараешься не покупать лишнего, но деньги все равно утекают? Приходишь домой, потратил 3-5 тысячи рублей, а ничего по сути и не купил. Так, всякая мелочь тут, мелочь там. И подбивая бюджет за месяц видишь, что на покупки в магазине ушло 20-25% всех денег. Неприятное чувство, ведь ты по ощущениям все правильно делал.
И, как правило, это не ваша вина, что вы тратите больше, чем планировали. Мозг человека очень хорошо умеет строить планы, но крайне плохо умеет принимать правильные решения. И маркетологи прекрасно это понимают.
Какие вещи магазин вынуждает делать своих покупателей:
- блуждать по магазину в поисках товара — из-за этого вы ловите взглядом и другие товары на полках, которые не думали покупать;
- задумываться о том, какие товары вы могли забыть внести в список покупок — эта мысль неизбежно возникает, когда вы проходите мимо "тематических" отделов вроде бытовой химии;
- считать упущенную выгоду — магазины размещают "островки" с самыми привлекательными товарами по скидке прямо на пути вашего следования, чтобы пробудить в вас жадность;
- давать себе маленькие награды — такие товары вы найдете у кассы в каждом супермаркете, это всевозможные шоколадные батончики, сладости, жевательные резинки, яркие журналы и т.д.
Как бороться с магазинными маркетологами?
Есть один очень простой метод, который я использую, когда вижу, что мои покупки стали выходить за стандартные границы бюджета на поход в магазин. Суть метода в том, чтобы самостоятельно корректировать свое покупательское поведение за счет понимания своих прошлых ошибок.
Как это сделать:
- После очередного похода в магазин разложите отдельно "хорошие" и "плохие" покупки, так вы наглядно ощутите объем лишних трат.
- Оцените сколько товаров вы могли спокойно оставить на полках, обведите их в чеке.
- Повторите операцию еще 2-3 раза, уже на этом этапе вы заметите, что стали сознательнее выбирать покупки.
- Выделите свои типичные ошибки и постарайтесь их избежать при следующем походе в магазин, для этого удобно дополнительно составить список "вредных" товаров.
Этот метод поможет вам сократить свои расходы на 20-30% при каждом походе в магазин. Еще старайтесь избегать частых походов в магазин, когда вы идете "за мелочью", потому что именно при таких покупках люди чаще всего кладут более половины ненужных себе товаров. Причина в том, что очень многим стыдно просто купить молоко и уйти, люди к этому молоку купят сметану, фрукты, шоколадку, овощи, макароны и что угодно еще, чтобы не показаться глупыми.