С момента первого чемпионата мира Формулы-1 и до наших дней гоночная техника сделала немыслимый шаг вперёд. Болиды стали надёжнее и совершеннее, изменения произошли в экипировке и системы безопасности. Но это сейчас, а что было раньше?
Однако в начале автоспорта болиды были далеки от совершенства в плане качества сборки и технически, не говоря уже о средствах безопасности. В топливных и масляных агрегатах возникали течи, а при попадании горючих жидкостей на горячие элементы автомобиля, почти всегда возникало возгорание. Заканчивалось все по-разному и зачастую к смертельным случаям. По случаю взрывной аварии в Бахрейне 2020 года, вспоминаю печальные события автогонок прошлых лет.
- 1966 год, гибель Джон Тейлора на Гран-при Германии
На первом круге Гран-при Германии на «Нюрбургринге» столкнулись Matra MS5 F2 Жаки Икса и Brabham BT11 Джона Тэйлора, оба автомобиля вылетели с трассы и машина Тэйлора загорелась. Англичанина удалось извлечь из автомобиля и отправить в госпиталь, но спустя несколько недель он скончался от ожогов в больнице Кобленца.
- 1967 год, гибель Лоренцо Бандини на Гран-при Монако,
На Гран-при Монако итальянский пилот со старта вышел на лидирующую позицию. Проехав почти две трети гонки, Бандини не удержал свою машину на масляном пятне, которое образовалось в шикане на набережной после схода Джека Брэбэма. Бандини не вписался в шикану в порту и на полной скорости ударился в обложенную тюками с соломой причальную тумбу – это спасло пилота от падения в море, но от удара на его «Феррари» оторвались левые колеса, лопнул бензобак, машина перевернулась и загорелась. Судьи и пожарные тушили автомобиль. Бандини был еще жив, но оказался зажат между асфальтом и перевернутой машиной и не мог самостоятельно выбраться из огня. Потом ещё более четверти часа он пролежал на краю трассы, прежде чем на набережную добралась машина «скорой помощи», через три дня итальянец скончался.
- 1968, гибель Жо Шлессера на Гран-при Франции
На шестой этап чемпионата «Хонда» привезла свой новый автомобиль RA302 с кузовом из магниевого сплава и двигателем с воздушным охлаждением. Британец Джон Сёртис, протестировавший машину, отказался стартовать на этой модели, сочтя её недоработанной и опасной в случае аварии, и RA302 была предоставлена местному пилоту Жо Шлессеру. Перед гонкой на трассе в Руане представители команды просили Шлессера не спешить и не перегреть двигатель. Однако уже на третьем круге гонки машина в правом повороте буквально соскользнула с трассы и врезалась в ограждение, в результате чего автомобиль перевернулся и загорелся. Бензин и магниевые детали машины горели столь сильно, что спасти француза не удалось – Шлессер погиб на месте.
- 1970 год, гибель Пирса Куража на Гран-при Нидерландов
Британский гонщик Пирс Кураж, стартовав девятым, неплохо начал гонку, пока на 23-м круге не вылетел с трассы. От столкновения его машина перевернулась и загорелась – Пирс погиб на месте от обширных ожогов. Однако после гонки стало известно, что Кураж был мёртв ещё до пожара. На шлеме гонщика обнаружили след от удара колесом, который и повлёк гибель британца.
- 1971 год, гибель Йо Зифферта на гонке в Брэндс-Хэтч
Швейцарский пилот BRM в 1971 году проводил свой самый успешный сезон в Формуле-1. Кто знает, как развивалась бы его карьера, откажись Зифферт от старта в гонке Brands Hatch Victory Race. Заезд не входил в календарь чемпионата, но Йо решил принять участие в гонке и вывел на старт свой BRM P160. Выиграв квалификацию, швейцарец лидировал первые 15 кругов, пока не вылетел с трассы. В результате аварии машина Зифферта загорелась, а сам гонщик погиб от асфиксии.
- 1973 год, гибель Роджера Уильямсона на Гран-при Нидерландов
Спустя три года после гибели Куража, на трассе «Зандвоорт» жертвой стал ешё один британец. На восьмом круге Гран-при Нидерландов Роджер Уильямсон не удержал свой March 731 на трассе и врезался в ограждение. Автомобиль перевернулся и вспыхнул. Проезжавший мимо Дэвид Перли немедленно остановил свою машину и бросился на помощь пилоту, который не мог выбраться из машины, но, несмотря на все усилия, Уильямсон заживо сгорел в своём автомобиле. Пожарный автомобиль подъехал слишком поздно, ну а Перли, отняв всё же у одного из судей огнетушитель, не смог спасти своего друга – было слишком поздно и пилот «Марча» заживо сгорел под своим болидом.