Пять лет назад умер Эльдар Рязанов. Он запомнился как один из вдохновителей позднесоветского мещанства, перехода эстафеты от стальных революционеров 17-го и героев, победивших нацизм, к пьяным и плачущим мужчинкам, безвольным и несамостоятельным додикам («Служебный роман», «Ирония судьбы...»). Слабые мужчинки казались кому-то трогательными, но по сути означали триумф обывательщины.
Среди более важных фильмов Рязанова - «Гараж». Этот фильм блестяще отрецензировал Виктор Мараховский, который отмечает, что по накалу ада данный фильм эквивалентен кинговской «Мгле». С той лишь разницей, что герои американской киноленты 2007 года теряли человеческий облик от ужаса, а герои советской ленты 1979 года теряли его из-за гаражных мест (его рецензию с глубокомысленными обобщениями я уже размещал неоднократно, вот она еще раз).
Второй фильм Рязанова про расчеловечивание, который на меня оказал сильное воздействие - «Дорогая Елена Сергеевна». Ученики выпускного 10 «б» класса, отчасти мажоры, отчасти неформалы, слушающие рок, пришли поздравить свою учительницу с днём рождения. Пришли с букетом и подарком потому, что они знают: у Елены Сергеевны находится ключ от сейфа, где лежат экзаменационные работы, которые надо подправить. Далее каждый из учеников по-своему проявляет в них тёмную сторону своей души, показывая, до чего он может опуститься ради отметок.
Герои ленты считают, что им всё позволено, при этом их неосознанное ницшанство - это именно культ сверхчеловека-дельца, готового на любое дело ради священной для себя миссии максимизации личной выгоды.
Фильм вышел в перестроечном 1988 году и очевидно задумывался, как размышления на вечную тему «куда катится молодёжь», однако его создатели вряд ли предполагали, что дельцы, готовые шутя переступить нормы морали, обнаружатся в реальности куда более живучими. Это не просто странные подростки, а будущие Ходорковские, Абрамовичи, Сурковы, раздербанившие целую страну.
Рязанов, кстати, к 90-м пришел к классическому выводу, что просто «народ не тот». Но Ельцина поддержал, поскольку иначе «не тот народ» мог выбрать коммунистов:
Андрей Песоцкий