Найти в Дзене
Практика Покоя

Пелевин у Бунина шапку украл. Воровство среди писателей

Оглавление

Бывает попадёшь в какое-то место, осмотришься и понимаешь, что ты тут раньше уже бывал. Места знакомые и атмосфера и даже люди.
Так и с текстами бывает.

Помню как попал первый раз с поэтом Пустотой в тревожную революционную Москву. Как потом очутился в компании накокаиненных матросов в "Музыкальной табакерке" среди пьяной публики, писателей и поэтов, разливающих водку из чайников.
Всё это в пелевинском романе "Чапаев и Пустота" случилось.

Так вот спустя некоторое время читаю я "Окаянные дни" Бунина и понимаю, что я тут уже был. На этих тревожных улицах. И погода была такая же и народ вокруг. И "музыкальную табакерку" с её обитателями Виктор Олегович именно там, у Бунина и подсмотрел.

2 марта.
...Новая литературная низость, ниже которой падать, кажется, уже некуда: открылась в гнуснейшем кабаке какая-то «Музыкальная табакерка» – сидят спекулянты, шулера, публичные девки и лопают пирожки по сто целковых штука, пьют ханжу из чайников, а поэты и беллетристы (Алешка Толстой, Брюсов и так далее) читают им свои и чужие произведения, выбирая наиболее похабные. Брюсов, говорят, читал «Гавриилиаду», произнося все, что заменено многоточиями, полностью. Алешка осмелился предложить читать и мне, – большой гонорар, говорит, дадим...
И Бунин "Окаянные дни"

Шапка царя

-2

А своего главного героя Пустоту Виктор Олегович одел в военную шапку Александра II


Конечно, одет я был безобразно и безвкусно – на мне было грязное английское пальто с широким хлястиком, военная – разумеется, без кокарды – шапка вроде той, что носил Александр Второй, и офицерские сапоги.

Сравним с бунинским персонажем и увидим, что Пелевин заменил шапку сына Александра III, на шапку отца Александра II

А среди всех прочих, сидящих и стоящих, возвышаясь надо всеми на целую голову, стоит великан военный в великолепной серой шинели, туго перетянутой хорошим ремнем, в серой круглой военной шапке, как носил Александр Третий. Весь крупен, породист, блестящая коричневая борода лопатой, в руке в перчатке держит Евангелие. Совершенно чужой всем, последний могикан.


В общем, где вдохновлялся Виктор Олегович для написания глав о революционной Москве стало понятно во время прочтения "Окаянных дней". И тут бы сказать, что вот мол! попался! держи вора!
если бы сам Пелевин пару раз не упомянул писателя Бунина в своём романе, пусть и слегка своеобразно. Отдав таким образом дань уважения и показав досужему читателю источник вдохновения.
Так что: позаимствовал! Да! Но и прямо показал всем, у кого позаимствовал, где и как. По праву гения ;)

______________________________________________________________________________________

Спасибо за внимание!

Надеюсь сегодня Вы узнали что-то новое.

Подписывайтесь и оставляйте свои комментарии, это помогает развитию канала!