Подростковые годы известны нам как время безрассудных поступков. Благодаря новым исследованиям мы начинаем понимать, почему такое поведение распространяется между подростками.
Многие предыдущие эксперименты показали, что подростки с большей вероятностью начнут курить или пить, если это делают их друзья, но трудно понять, как такое поведение распространяется в социальных группах. Работая в Дрезденском технологическом университете в Германии, Андреа Рейтер и ее коллеги использовали простую азартную игру, чтобы исследовать привлекательность подросткового риска и его социальные последствия.
Задача участников заключалась в выборе между гарантированной выплатой в размере 5 евро или небольшим шансом на выигрыш до 50 евро. В игре участвовали 86 мужчин-добровольцев, половина из которых была в возрасте от 12 до 15 лет, остальные были взрослыми. Предыдущая работа показала, что мальчики и девочки склонны к разному риску, поэтому исследователи сосредоточились на мужчинах.
Когда добровольцы играли в одиночку, мальчики с меньшей вероятностью, чем мужчины, пошли на рискованную авантюру, пытаясь получить более крупную выплату. "Не смотря на наши ожидания, при тестировании подростки не были склонны к риску, когда они играли в одиночку", - говорит Рейтер.
Однако все изменилось, когда участники больше не думали, что они одни. Во втором прогоне эксперимента добровольцы встретились лицом к лицу с "партнером" во время игры, и им сказали, что они могут видеть действия друг друга на компьютере. На самом деле исследователи контролировали все решения "партнера".
Если фальшивый игрок чаще рисковал, мальчики становились более безрассудными, но только в том случае, если их партнером был другой подросток, а не взрослый. Поведение мальчиков изменилось более чем в два раза больше, чем у взрослых.
Анкетный опрос показал, что мальчики, которые больше всех рисковали, имеют больше друзей и более популярны среди сверстников.
Эти результаты не доказывают, что больший риск является прямой причиной популярности, но об этом стоит задуматься. Рейтер считает, что подросткам-блогерам и звездам YouTube следует больше осознавать свое потенциальное влияние на аудиторию. Мы можем увидеть как и подростков, которые идут на риск, ради популярности, так и блогеров, которые предлагают делать что-то хорошее и полезное. Это естественное явление в подростковом возрасте.