Найти тему
Книжный червячок

Русское искусство и культура XV-XVI вв: краткий обзор

Первую часть заметки, посвящённую Древней Руси, можно прочитать ЗДЕСЬ.

XV-XVI века – ещё одна серьёзная веха в культуре России. Закончилось долгое иго Золотой Орды; завершился процесс объединения княжеств в единое государство. Москвичи и новгородцы, суздальцы и галичане стали единым великорусским народом. И государственная культурная политика – теперь уже под централизованным руководством единой власти – должна была поддерживать это слияние.

В 1448 году русская православная церковь стала автокефальной. Рязанский епископ Иона стал митрополитом. В XVI веке зарождается и развивается тезис «Москва – третий Рим».

А. М. Васнецов "Московский кремль при Иване III"
А. М. Васнецов "Московский кремль при Иване III"

Понимал важность культурной политики и Иван III (1462-1505гг), первый «Государь всея Руси». У единого государства появился герб – двуглавый орёл, и новое, византийско-ориентированное название – Россия; был построен краснокирпичный Московский Кремль (словом, всё то, чем Россия пользуется и поныне). Был создан Судебник– единый закон для всех областей. Государь серьёзно вмешался и в дела церковные, решив споры между двумя религиозными ветвями, нестяжателями и иосифлянами, в пользу последних, и таким образом «сдружив» государственную власть с церковной.

Одигитрия Смоленская. Икона работы великого русского художника Дионисия. 1482 год
Одигитрия Смоленская. Икона работы великого русского художника Дионисия. 1482 год

Не менее серьёзные решения по культурной политике принимал, что совершенно не удивительно, и Иван IV Грозный (1533(47)-1584 гг).

"Царь Иван Васильевич Грозный", В.М. Васнецов, 1897 г.
"Царь Иван Васильевич Грозный", В.М. Васнецов, 1897 г.

При нём ещё больше усиливалась централизация во всех мыслимых сферах, в том числе искусстве, религиозных вопросах, культуре. Стоглавый собор, проведённый в 1551 году по инициативе царя, унифицировал не только церковные обряды, но и каноны различных видов искусства. Следование одобренным государством и церковью образцам было не только обязательным, но и крайне строгим.

"Москва при Иване Грозном. Красная площадь", А.М. Васнецов, 1902 г.
"Москва при Иване Грозном. Красная площадь", А.М. Васнецов, 1902 г.

Успенский собор в XIX веке. Генри Чарльз Брюэр
Успенский собор в XIX веке. Генри Чарльз Брюэр

В живописи следовало соблюдать традиции, заложенные Андреем Рублёвым, в архитектуре – подражать Успенскому собору Московского Кремля, в литературе – текстам митрополита Макария (разумеется, все образцы были исключительно из Москвы).

Лицевой летописный свод. Примерно 1568-1576 гг
Лицевой летописный свод. Примерно 1568-1576 гг

________________________

А дальше будет только интереснее: резкий переход к светской культуре и постоянные "цензурные качели". Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!

Понравилась заметка? Не жалейте лайков, автор старался!:)

______________________

ИСТОЧНИКИ:

· Русская история IX-XVII веков. Р.Г. Скрынников. Спб, 2006.

· Хрестоматия по истории России. Под редакцией А.С. Орлова, В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиевой, Т.А. Сивохиной. М.2006.

· Российская цивилизация. И.Н. Ионов. М.2003.