Найти в Дзене

Памятка для начинающего копирайтера

Оглавление

Пожалуй, имеет смысл продублировать сюда советы, которые я когда-то я размещала в своей группе «Копирайтинг для начинающих». Группа эта умерла, толком и не родившись: там собралось всего 150 подписчиков, половина из которых подписались «по дружбе», а не из интереса к теме.

Сейчас у меня нет желания реанимировать и развивать это сообщество — а это значит, что все статьи, которые были там размещены, точно никто не прочтет. Так что буду потихоньку перетаскивать контент сюда — заодно, может, обновлю и дополню свежей информацией.

Сразу оговорюсь: я писала эти советы не для Дзен-блогеров, а для копирайтеров, веб-журналистов и пиарщиков. Поэтому много внимания уделяю именно формальным моментам.

💡 Советы по содержанию и оформлению текстов

Как вы думаете, что важнее для информационного текста – суть (что написано) или форма (как написано)?

Большинство людей ответят, что важнее суть – и, наверное, будут правы. Однако неряшливая подача материала и обилие ошибок могут испортить всё впечатление о проекте, компании, товаре или услуге.

Конечно, многое зависит от тематики: то, что простят «технарям», продающим дизельные генераторы, не просят компании, предоставляющей образовательные услуги. Но в целом, конечно, мы все стремимся к созданию текстов, в которых и содержание, и форма будут «на уровне».

★★★★★★★★★★★★★★★★★★★

Итак, какие требования предъявляются к качественному информационному тексту?

👉 По форме:

✔ Грамотность (орфография, пунктуация, стилистика);
✔ Структура текста (абзацы, подзаголовки, списки и др.);
✔ Типографика («правильные» кавычки, тире, неразрывные пробелы и др.)

👉 По содержанию:

✔ Читателю понятно, о чем текст (раскрыта основная мысль);
✔ Понятно, для кого он написан текст (целевая аудитория);
✔ Понятно, с какой целью написан текст (сообщить новость, привлечь внимание к проекту и т. п.).

★★★★★★★★★★★★★★★★★★★

Проверка текста перед публикацией или отправкой заказчику

⭐⭐⭐Никогда не отправляйте материал заказчику (или не публикуйте на сайте) сразу после написания! Важно дать тексту «отлежаться». Дописав статью, сделайте хотя бы небольшой перерыв, переключитесь на что-то другое – а потом вернитесь и перечитайте с начала до конца. Вы взглянете на свой текст свежим взглядом, а это всегда очень полезно.⭐⭐⭐

Как проверить свой текст?

📌Сначала прочитайте текст «глазами». Затем прочтите вслух. Не важно, аудиал вы или визуал: используйте оба способа для подстраховки. Явные ошибки легче увидеть, стилистические недочеты заметнее на слух («ой, а разве так говорят?»).

📌 Посмотрите на свой текст придирчиво: не нарушается ли в нем логика. Иногда полезно попробовать поменять абзацы местами.

📌 Взгляните на текст глазами читателя: все ли понятно? Есть ли термины, требующие пояснения? Раскрыта ли тема или чего-то не хватает?

📌 Смело вычеркивайте лишние фразы, не несущие никакой смысловой нагрузки. Избавьтесь от лишних вводных слов и конструкций.

📌 Поищите повторы в тексте (например, в одной или соседних фразах несколько раз встречаются слова «было» или «сказал»). Повторяющиеся слова заменяем на синонимы (если они уместны в данном контексте), а если синонимы не подходят – перефразируем. Если повтор смысловой (одна и та же мысль, но выражается разными словами) – сокращаем текст.

📌 Орфография. Как минимум необходима проверка Word – она неидеальна, но от простых опечаток спасет. Если в тексте присутствуют сложные слова, в написании которых вы не уверены – проверьте! Иногда достаточно вбить нужное слово в поисковую строку Яндекса или Гугла, и вам сразу укажут на ошибку. Более продвинутый вариант – программа «Орфограф».

📌 Пунктуация. Какие-то ошибки подчеркнет Word, если в настройках включена проверка пунктуации. Слепо доверять этой проверке не стоит, так как она часто «подсовывает» нам лишние запятые, особенно в длинных и сложных фразах. Отсюда еще один совет – избегать таких фраз. Если есть сомнения, лучше перефразировать.

📌 Типографика. Самый удобный сервис для подготовки текстов к веб-публикации – «Реформатор». Унифицирует кавычки, заменяет дефисы между словами на тире, расставляет неразрывные пробелы и удаляет лишние символы.

★★★★★★★★★★★★★★★★★★★

Советы по оформлению статей

  1. Чтобы текст легко читался, его необходимо разделить на недлинные абзацы. В среднем можно ориентироваться на длину абзаца 4-6 строк, но лучше руководствоваться не «правилом», а здравым смыслом и логикой.
  2. Длинные предложения желательно разбивать на более короткие (однако здесь важно не переусердствовать, иначе текст получится скучным!). Идеально – чередовать длинные и короткие фразы.
  3. Списки и подзаголовки облегчают восприятие текста. Но их использование оправдано не всегда: например, в новостной заметке они будут смотреться неуместно.
  4. Лид (вводный абзац) рекомендуется выделить визуально (например, курсивом или другим шрифтом). Но, опять же, НЕ любому тексту нужен лид. Длинной информационной статье – определенно нужен.
  5. Не забывайте про заголовок! Он не обязательно должен быть «цепляющим», но обязательно должен быть. Вот только начинать написание статьи с заголовка не советую: вы рискуете «зависнуть» на этом этапе и вообще ничего не сделать. Когда текст будет полностью готов, название придет в голову само.

★★★★★★★★★★★★★★★★★★★

Надеюсь, эти несложные советы пригодятся вам в вашей работе. Если статья оказалась для вас полезной, подписывайтесь на «Будни редактора» – я буду регулярно выкладывать на канале рекомендации, основанные на собственном опыте. Всем добра!