Найти тему
Ольга на все руки

Кто приходит к нам за бесплатными вещами. Ожидание и реальность

Недавно писала о том, Как мы организовали благотворительный вещевой фонд без денежных донатов и сборов. Продолжу свой рассказ, верю, что кому-то он будет полезным. Если вы давно хотели организовать нечто подобное в своем городе/районе/деревне, вам может пригодиться наш скромный опыт.

Я писала, что мы живем в новом районе, который построили буквально в полях кукурузы и подсолнечника, как это часто бывает на окраинах больших городов. Новостройки были не только на продажу: частично государство выдавало квартиры в новых домах очередникам на расселение из аварийного жилья, сиротам, малоимущим и другим социально незащищенным категориям граждан. А наша новая школа взяла на себя функцию некоего социокультурного центра. Ее территория объединяет всех жителей района в будни и праздники, постоянно проводятся различные экологические и зооакции, соревнования, концерты, мероприятия. А с некоторых пор осуществляется еще и поддержка малоимущего населения.

Наше отличие от госорганов в том, что мы не требуем от посетителей никаких документов. Людям часто не хватает решимости обратиться за помощью, они боятся нарваться на бюрократию, сбор справок. К нам же можно просто прийти и взять что-то, если человек нуждается. Вы спросите, а как же недобросовестные люди, которые берут вещи бесплатно, а потом выставляют их на авито? Честно скажу, за почти два года работы у нас было... два таких случая. Подавляющее большинство людей - порядочные и добрые. Когда наши подопечные привыкли, что мы - не разовая акция, они немного выдохнули, а потом и вовсе стали выступать в роли дарителей. Ведь если сам раз испытал нужду, знаешь, каково это. Так и наши любимые "клиенты" стали стали не только забирать вещи, но и приносить их для кого-то, кому еще хуже.

Кто-то принес новые носочки
Кто-то принес новые носочки

Наша первая категория посетителей - многодетные семьи. Им, как правило, нужно много одежды и обуви, ведь дети растут очень быстро. У нас есть семьи, в которых по 6, по 9 детей. Младшим бывает просто нечего донашивать, поэтому эти семьи приходят к нам. Примерно за полгода работы мы перезнакомились со всеми большими семьями в районе, и не только с ними. Частенько по сарафанному радио соцработники, соцпедагоги и психологи различных школ, детсадов подсказывают людям, которые находятся в трудной ситуации, что можно прийти к нам и взять что-то.

-2

Погорельцы. Самая страшная категория. Их всегда много именно зимой, мы с опаской ждем наступления отопительного сезона, потому что будут очередные семьи, у которых сгорит дом. Хотя были у нас и летние пожары, когда молния уничтожила несколько деревянных домов в районе. Погорельцев мы одеваем экстренно вне графика, обычно одежды у нас хватает, на недостающие размеры объявляем срочный сбор вещей. Район у нас дружный, обязательно помогают кто чем может, как в деревне. Как раз сейчас у нас закончился сбор для семьи, которая потеряла дом. Люди принесли хорошее постельное белье, кастрюльки, домашнюю утварь, продукты.

Наши жители принесли для погорельцев
Наши жители принесли для погорельцев

Мамочки и беременные. Не все из них нуждающиеся, правда, олигархов среди наших жителей тоже не наблюдается. Поэтому когда молодые мамочки день за днем приносили вещи своих детей, мы стали им предлагать посмотреть что-то и взять для себя. Не все из них соглашались, но некоторые жители нашего района из "обычных" семей теперь приходят "меняться". Кому-то понадобилась ванночка, её, как правило, используют всего несколько месяцев, а потом приносят нам обратно. Или же зимние комбинезончики на малышей, обувь, которую носят только в коляске, погремушки, невостребованные подгузники, постельное белье для детских кроваток, бортики и различные органайзеры, круги и горки для купания. Вещи для беременных тоже часто берут: одежду, слинги, бандажи. Покупать всё разом бывает дорого, а здесь можно попользоваться и передать другому.

Мамочки меняются детскими вещами
Мамочки меняются детскими вещами

"Выпускники" детских домов. Ребята очень молодые, как правило, они получают пустую квартиру, и им просто не на что на первых порах наладить свой быт. У нас они берут посуду, постельное белье, какую-то домашнюю утварь, шторы, одеяла.

-5

Люди с экологичными взглядами на жизнь. Как правило, они приносят одежду для переделок или сдачи в переработку, стараются не покупать новые вещи, чтобы не захламлять планету. Тем более, что предложение значительно превышает спрос. Мы ведь и начинали с того, что десяток волонтеров просто ополовинили свои собственные шкафы, при этом никто не остался голым, и мы забили одну из комнат хорошей и частично новой одеждой.

Рукодельницы и учителя технологии, воспитатели из детских садов. Они забирают для своих поделок и уроков не самые хорошие вещи, даже наоборот. Рваные джинсы - хит. Из них шьют и прихватки, и сумки, и подставки под горячее, и лоскутные подстилки для животных. Берут пуговицы и молнии с плохих вещей, берут кусочки тканей, рюши, немодные бархатные платья или пайетки, бахрому и перья. Всё, чему можно дать вторую, а то и третью жизнь. Шьют костюмы для детсадовских утренников и школьных выступлений. Используют простыни и ситцевые отрезы для отработки швов на кружках рукоделия. Шьют игрушки из кусочков.

Игрушки, книжки мы тоже принимаем и раздаем.
Игрушки, книжки мы тоже принимаем и раздаем.

Зоозащитники. Берут, в основном, старые пуховики, куртки, теплые старые свитеры и одеяла. То, что еще можно носить, надевают сами при работе в вольерах. Собаки постоянно прыгают "на ручки", поэтому куртки быстро рвутся и теряют вид. То, что нельзя носить, используется в качестве подстилок.

Больницы и приюты. Подушевое финансирование предполагает ограниченное количество ТМЦ, которые больница может получить. Не так давно нам попался список вещей, которые получали наши дети из интерната... Там было три пары колгот, одна пара туфель на год. Что делать, если ребенок порвал или вырос? Отдельная тема с отказниками. Может, в столице и финансируют больницы от и до, но у нас родители ложатся с детьми в стационар, имея с собой приличную сумку вещей для переодевания малыша. Кто и во что будет переодевать отказника, который лежит один? Нянечки рады любому постельному белью, которое можно кипятить, берут даже самое плохое, потому что это лучше, чем ничего. Пеленки - счастье, детская одежда - тоже.

Постельное белье и полотенца всегда пользуются популярностью. Их берут и организации, и семьи, и погорельцы, и выпускники интернатов и приютов.
Постельное белье и полотенца всегда пользуются популярностью. Их берут и организации, и семьи, и погорельцы, и выпускники интернатов и приютов.

Интернаты берут школьную форму и повседневную одежду. Санатории, в которых дети проходят длительные курсы реабилитации, тоже иногда берут запасные вещи для ребят, которых привезли лечиться из деревень. Даже социальные центры, которые изымают детей из пьющих семей, должны во что-то их одеть, а еще лучше - оставить полуголым ребятишкам эти вещи, чтобы у них была одежда, когда они вернутся в семью. К несчастью, предугадать и просчитать количество "пострадавших" очень сложно. Сегодня в соццентре может быть 5 детей, завтра 4, а послезавтра 20. Всем нужно что-то надеть, желательно, по росту и по сезону. И, как правило, эти вещи уезжают потом с ребенком.

Деревенские жители и дачники-огородники. Здесь всё понятно: нужны либо рабочие джинсы, пусть и не совсем подходящие по размеру или длине. Месить раствор, угваздать и выбросить. Для работы в огороде берут большие мужские рубашки, шорты, халаты, шляпы и шапки, галоши и сапоги. А еще берут совсем плохие вещи, практически, ветошь - укрывать растения на зиму или положить собаке в будку.

А вот кого мы не ожидали увидеть.

  1. Пьяные. Несколько раз к нам приходили пьющие семьи сразу после утреннего опохмела. Но вели себя нормально, всё прошло без эксцессов.
  2. Люди, презирающие гигиену. Часто это те же, что и в п.1. Очень ароматные товарищи. Даже хлорка, с которой мы каждый раз моем пол, не перебивает этот запах. Ходят к нам очень редко, возможно, потому что частенько пьяные и им некогда.
  3. Цыганский табор. Приходил к нам трижды. Просил всё для 17 детей, заодно взял все золотые рюши и высокие каблуки, которые у местного населения как-то не были востребованы.

Возможно, я кого-то и забыла, но вот так сложилось именно в нашем городе. Можно даже сказать, что реальность превзошла ожидания, потому что большинство наших посетителей - активные граждане и адекватные люди.

Спасибо всем, кто дочитал. Если вы интересовались этой темой, то, надеюсь, наш опыт принесет вам пользу. Как-нибудь напишу о наших "недобросовестных" получателях: откуда они взялись и куда в итоге делись.