Найти тему
АЛЕКСЕЙ ПОСАШКОВ

Зарождение машиностроения в России

Машиностроение – самая диверсифицированная отрасль промышленности, в ней насчитывается наибольшее число отраслей и подотраслей и десятки, если не сотни тысяч видов продукции (различные виды машинной техники и оборудования, а также комплектующие – детали, узлы – и запчасти). История развития машиностроения России. История развития машиностроения начинается с того момента, когда машины начинают производить машины. История мирового машиностроения начинается в Англии, во время Английской промышленной революции. Поступательный процесс развития – переход от мануфактуры (от manus – рука, facturo – обработка или делание) с разделённым ручным трудом к фабрике со специализированным и лавное механизированным (машинным) трудом потребовал изобретения и широкого внедрения первых самостоятельно действующих механизмов – машин: прядильной машины «Waterframe» Ричарда Аркрайта (1769), усовершенствованной Джеймсом Харгривзом (1770) и Самюэлем Кромптоном (1779), и паровой машины Джеймса Уатта (1775), начала использования каменноугольного кокса в чёрной и цветной металлургии, производства ковкого чугуна методом пудлингования, изобретённого Генри Кортом в 1783–84; впоследствии этом метод был вытеснен более совершенными способами – бессемеровским (Генри Бессемер, 1856), томасовским (Сидни Гилкрист Томас, 1878), мартеновским (Пьер Эмиль Мартен, 1864) и электроплавильным (Вильгельм Сименс, 1878– 79). Итак, промышленная революция началась в Англии в конце 18 в. А далее все новшества стали распространяться как круги от брошенного в воду камня, от центра к периферии – сначала в Бельгию, Нидерланды и Францию, затем в Германию, Австро-Венгрию и Италию и т.д. В России первые предприятия машиностроения начали возникать в 1840–1850-е гг., но широко – в конце 19 в. (во время Русской промышленной революции – в 1890-е гг.). То есть сформировалось вековое отставание российского машиностроения от европейского, которое не ликвидировано и поныне. Исторически первыми возникли предприятия тяжёлого и транспортного (особенно железнодорожного и судостроения) машиностроения и ремонтные мастерские иностранной машинной техники. Это соответствовало 1-й паровой научно-технической революции (НТР). Затем, по мере внедрения технических новшеств, возникли производство новых видов транспортных средств (автомобильная и авиационная техника), сельскохозяйственной техники (тракторы и др. машины и оборудование), электротехническая промышленность, приборостроение (2-я электрическая НТР), наконец, электронная промышленность (3-я электронная НТР). Важную роль в России всегда играла военное машиностроение – производство сначала пушек, затем тяжёлого и лёгкого стрелкового оружия, бронетанковой, авиационной, ракетной техники и военных кораблей. Отраслевая структура машиностроения. Классические группы отраслей машиностроения: 1) тяжёлое машиностроение; включает производство горнодобывающего, бурового, обогатительного, металлургического, химического, дорожно-строительного, подъёмно-транспортного, тяжёлого кузнечнопрессового и энергетического оборудования. Продукция этой группы отраслей крупнотоннажная и крупногабаритная, для её выпуска используется большое количество металла, поэтому производственные центры тяготеют как к потребителю, так и к источникам металла. Предприятия этой группы отраслей, как правило, крупные и неспециализированные (универсальные, т.е. производят сразу несколько видов продукции и все необходимые комплектующие). 2) общее машиностроение; включает железнодорожное машиностроение, судостроение, авиаракетнокосмическое, сельскохозяйственное машиностроение и производство оборудования для различных отраслей промышленности. Эта группа отраслей характеризуется повышенной или средней металлоёмкостью, невысокой трудоёмкостью и средней фондоёмкостью продукции. Предприятия ориентируются на потребителя, кроме случаев, когда выпускаемая продукция характеризуется повышенной металлоёмкостью, тогда они тяготеют к металлургическим базам. 1) среднее машиностроение; включает станкостроение и инструментальную промышленность, автомобилестроение, тракторостроение, производство оборудования для лёгкой, пищевой и пищевкусовой промышленности, робототехники и бытовых электроприборов. Сюда же относится бóльшая часть предприятий военно-промышленного комплекса. Эта группа отраслей характеризуется сравнительно невысокой металлоёмкостью, трудоёмкостью и фондоёмкостью продукции. Предприятия ориентируются на квалифицированные кадры и потребителя. Самая «капризная» из отраслей – станкостроение, где и производство комплектующих, и сборка самих станков предъявляют высокие требования к квалификации трудовых ресурсов. 2) точное машиностроение; включает электротехническую, радиотехническую, электронную, оптикомеханическую промышленность и приборостроение. Эта группа отраслей характеризуется очень высокой наукоёмкостью (сосредоточивает 2/3 научно-технического персонала всего машиностроения) и сравнительно высокой трудоёмкостью. Предприятия подразделяются на производящие комплектующие (тяготеют к центрам научных достижений и требовательны к высокой квалификации кадров) и сборочные (требуют среднего уровня квалификации и требовательны к дисциплине труда и аккуратности выполнения операций). Во многие отрасли машиностроения России хлынул иностранный капитал. Он позволил преодолеть технологическое отставание нашего машиностроения (хотя бы частично) и одновременно осуществить импортозамещение (тоже хотя бы частично). В 1990-е гг., но особенно в 2000-е гг. в большей части отраслей машиностроения России произошла смена поколения производимой продукции. Особенно этот процесс заметен в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении. Причины: дефицит многих видов техники в условиях перехода к рыночным отношениям, нарушение системы поставок готовой продукции и комплектующих из республик бывшего СССР и бывших социалистических стран Восточной Европы, обострение конкуренции со стороны продукции иностранных компаний. В конце 20 в. в мировом машиностроении произошла технологическая революция. Значительная часть операций осуществляется металлообрабатывающим оборудованием с числовым программным управлением (ЧПУ), робототехникой и автоматическими роторными линиями. Это важное условие стандартизации производимой продукции и повышения её качества. Данные виды оборудования не производятся у нас в стране. Это ставит российское машиностроение в зависимость от поставок необходимого ему оборудования. «Слабым звеном» остаются и наши машиностроительные научно-исследовательские учреждения и конструкторские бюро. Многие виды, например, военной техники были разработаны ещё в СССР. При характеристике и анализе географии современного российского машиностроения мы увидим, что и 1990-е, и 2000-е гг. не прошли впустую. Часть предприятий сократили объёмы производства (как правило, гиганты) или вообще закрылись (их названия нередко сохранились в названиях предприятий-преемников). При этом возникли многочисленные предприятия (как правило, не очень большие) в различных отраслях машиностроения и в различных регионах страны. Часть предприятий сменила производственный профиль, часть значительно расширила ассортимент выпускаемой продукции. Всё это влияние рыночных отношений. Характеризуя машиностроение, необходимо развеять две иллюзии. Первая – государство может успешно осуществлять научные исследования и разработки и внедрять их в производство. Это не так. Государство может и должно вести фундаментальные научные исследования. Но только частный капитал способен эффективно вести прикладные научные исследования и оперативно внедрять их в производство (с целью обойти конкурентов в конкурентной борьбе). Государство это сделать не может. Вторая – научные достижения военных НИИ с лёгкостью могут быть использованы в производстве гражданской продукции. Это тоже не так. Военная наука работает только на производство военной техники и оружия. Примеров успешной конверсии, к сожалению, практически нет. Объединение Год создания Штабквартира Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» 1992 Москва Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» 2007 Москва Государственная корпорация «Ростех», направления: – авиация (включает Объединённую промышленную корпорацию «Оборонпром», в её составе – корпорацию «Вертолёты России», Объединённую двигателестроительную корпорацию и др.) – электроника (концерн радиостроения «Вега» и др.) – вооружение [концерн «Техмаш», концерн «Калашников» (Ижевский механический завод, Мытищинский машиностроительный завод, Рыбинский судостроительный завод «Вымпел» и др.), НПО «Базальт», холдинг «Высокоточные комплексы» и др.] – прочие (Группа КамАЗ, Группа АвтоВАЗ, Объединённая приборостроительная корпорация и др.) 2007 Москва Объединённые машиностроительные заводы (ОМЗ, группа «Уралмаш-Ижора») («Ижорские заводы», «Уралмашзавод», завод «Красное Сормово», машиностроительный завод «ЗиОПодольск», Волгоградский судостроительный завод и др.) 1996 Москва Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского (Уральский завод транспортного машиностроения, Челябинский тракторный завод – Уралтрак, Омский завод транспортного машиностроения и др.) 2007 Нижний Тагил В 1990–2000-е гг. была учреждена и сформировалась целая группа крупных объединений (концернов, корпораций и т.п.), в состав которых включены предприятия сходного производственного профиля. Компания «Русские машины» (Группа ГАЗ, завод «Авиакор», ряд заводов по производству железнодорожного подвижного состава) 2011 Москва Компания «Трансмашхолдинг» (заводы по производству железнодорожного подвижного состава) 2002 Москва Концерн «Синара» (завод «Уральские локомотивы», Уральский дизель-моторный завод, Людиновский тепловозостроительный завод и др.) 2001 Екатеринбург Компания «Соллерс» («Sollers») (ряд заводов по производству автомобильной техники и двигателей); в 2014 была избрана в качестве исполнителя проекта «Кортеж» (разработка и производство автомобиля представительского класса для президента России) 2002 Москва Объединённая авиастроительная корпорация (заводы по производству авиационной техники) 2006 Москва Объединённая судостроительная корпорация [судостроительные и судоремонтные заводы; четыре региональных субхолдинга: Северный (Северодвинск), Западный (Петербург и Калининград), Дальневосточный (Владивосток) и Южный (Астрахань)] 2007 Петербург Компания «Силовые машины» (петербургские заводы энергетического машиностроения, Таганрогский завод «Красный котельщик», Калужский трубинный завод и др.) 2000 Петербург Концерн «Тракторные заводы» (ряд тракторных заводов и заводов по производству военной техники) 2003 Чебоксары Концерн «Алмаз-Антей» [заводы по производству средств противовоздушной обороны (ПВО) и противоракетной обороны (ПРО)] 2002 Москва Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» 2002 Королёв Концерн «Радиотехнические и информационные системы (РТИ) Системы» (под эгидой АФК «Система») 2000 Москва Военно-промышленная компания 2006 Москва Предприятия по производству горнодобывающего, бурового и обогатительного оборудования Тяжёлое машиностроение Центр Название предприятия Год основания Петербург – Кировский завод – «Ижорские заводы» (Колпино) 1801 1722 Тула завод цепей (приводных, круглозвенных, тяговых, грузовых, специальных, на колёсах и др.) 1990 пос. Шатск (Тульская область) Тульский завод горно-шахтного оборудования 2006 пос. Подлипковский (Тульская область) Тульский завод горного машиностроения 2005 Скопин (Рязанская область) завод горно-шахтного оборудования 1927 Щигры (Курская область) завод «Геомаш» 1885 Белгород – завод горного машиностроения – экспериментальный механический завод ведёт историю с 1972, современный профиль с 1995 1982 Старый Оскол (Белгородская область) механический завод (ведущий производитель буровой дроби) ведёт историю с 1912 Чебоксары «Промтрактор» (бывший завод промышленных тракторов) 1972 Оленегорск (Мурманская область) механический завод 1971 Сызрань (Самарская область) завод тяжёлого машиностроения 1941 Волгоград завод буровой техники 1981 Воткинск (Удмуртская Республика) Воткинский завод ведёт историю с 1759 Пермь – «Мотовилихинские заводы» – завод «Машиностроитель» – завод горного машиностроения – завод технологического машиностроения 1736 1972 … … Екатеринбург – «Уралмашзавод» – завод бурового и металлургического оборудования – завод рудничного оборудования – «Машиностроительный холдинг» – машиностроительный завод им. В.В. Воровского (буровые установки) 1933 1933 … основан в 2003 на базе НИИ горного машиностроения «НИПИГормаш» возник в 1923, современный профиль с 1929 Первоуральск (Свердловская область) – завод горного оборудования – завод транспортирующих машин 1941 … Артёмовский (Свердловская область) машиностроительный завод «Вентпром» (вентиляторы для шахт) 1941 Карпинск (Свердловская область) завод горного машиностроения машиностроительный завод «Звезда» 1943 … Челябинск – завод тяжёлого машиностроения – завод горного оборудования – завод дробильного оборудования … … 1941 Копейск (Челябинская область) машиностроительный завод 1941 Кыштым (Челябинская область) машиностроительное объединение (КМО) ведёт историю с 1757 Бакал (Челябинская область) «Бакальский завод горного оборудования – Вирго» возник в 1944 как завод по ремонту оборудования, современный профиль с 2005 Орск (Оренбургская область) Уральский завод горного оборудования 2002 Кемерово – завод «Кемеровохиммаш» – Кузбасский завод горного машиностроения 1969 (выпуск профильной продукции с 2010) в 2017 в кризисе Юрга (Кемеровская область) машиностроительный завод возник в 1943 как военный завод, выпуск гражданской продукции с 1960-х гг. Анжеро-Судженск (Кемеровская область) Анжерский машиностроительный завод («Анжеромаш») ведёт историю с 1907 с механических мастерских, завод с 1932 Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область) завод «Красный Октябрь» 1941 Киселёвск (Кемеровская область) – производственное объединение «Гормаш» – машиностроительный завод им. И.С. Черных 1941 1932, ныне в кризисе Красноярск Сибирский завод тяжёлого машиностроения ведёт историю с 1941, современное название с 1950 Иркутск завод тяжёлого машиностроения (оборудование для золотодобычи) 1907 Дарасун (Забайкальский край) завод горного оборудования 1951 Шагающий экскаватор Угольный комбайн Прокатный стан Центр Название предприятия Год основания Москва опытный завод нефтегазового оборудования 2006 Воронеж механический завод 1928 Краснодар завод «Нефтемаш» 1949 Армавир (Краснодарский край) – опытный машиностроительный завод – завод газовой аппаратуры 1931 1994 Пенза завод нефтегазового оборудования … Самара завод нефтяного и резервуарного оборудования 2004 Саратов завод «Аврора-Нефть» 1998 Волгоград завод «Волгограднефтемаш», в его составе: – завод нефтяного машиностроения им. Петрова – Котельниковский арматурный завод (г. Котельниково, Волгоградская область) 1939 1959 Ижевск завод «Ижнефтемаш» 1956 Пермь завод нефтегазового оборудования 2007 Уфа завод нефтегазового оборудования … Екатеринбург завод «Уралхиммаш» 1942 Орск (Оренбургская область) механический завод 1941 Тюмень – завод «Сибнефтемаш» – бывший судостроительный завод 1976 1928 (в 2011 разорился) Предприятия по производству неф

Авто
5,66 млн интересуются