Найти тему

Отправиться в свободное плаванье.

Четыре года назад, когда мы только начинали, я представляла себе наше семейное образование другим. Совсем не таким, какое оно сейчас.

Сейчас я понимаю, что оно у всех разное — если действительно учит семья, а не какая-то организация. Но тогда мне очень хотелось найти со-шников и выспросить у них, как правильно, как они учатся, что делают каждый день.

Я боялась потерять контроль.

Детали мне казались очень важны, потому что суть процесса была не ясна. Мне виделось, что вся эта атрибутика с уроками, расписанием и проверкой знаний - это и есть суть. Сейчас я вижу иначе.

Но мне не кажется, что я тогда была глупой или недалёкой, недостаточно свободной или зашоренной. Мне нет нужды себя ту оценивать, потому что именно оттуда я пришла в сейчас. И сейчас мне нравится куда больше, чем тогда, когда я была полна сомнений.

Из встреч с со-шниками того года, когда Сеня стал первоклассником дома, я вынесла только то, что так я не хочу. Без обид, но правда. Я видела, как учат детей другие семьи, и не чувствовала, что это моё. Не ложилось.

И, наверное, хорошо — я сама набивала свои шишки, не копировала, не перенимала, ошибалась, но в то же время росла и уверенность, что я могу сама.

Мне казалось в самом начале, что учёба будет выглядеть так: дети встали и уселись за уроки. Начнём с того,что слова «уроки» у нас нет вовсе)) И да, в первые же дни я поняла, что не хочу никаких уроков в своей жизни, спасибо, одиннадцать лет в школе выжгли эту надпись внутри меня, как калёным железом.

Я хочу, чтобы дети учились сами. Без меня. И не с тоской. Задача хорошая, причём она не имела никакого отношения к программе — я поняла это быстро, только посмотрела программу. Невозможно это любить, невозможно изучать мир в таком порядке, как предлагают учебники. Неинтересно. Примитивно. Предметы вообще не те, которые входят в сферу интересов моих детей. С одной стороны — не повезло. С другой — я уверена, что учиться можно на любом предмете. А картина мира складывается постепенно, когда один кусочек тянет за собой, как на верёвочке, другой. И тогда уже не столь важно, что ребёнку не нравится математика, если он впишет её в свою картину мира, он там найдёт интерес.

Но это всё пришло не сразу, я некоторое время пыталась впихнуть школьные предметы, сильно припудренные разными игровыми и прочими методиками, чтобы как-то вовлечь Сеню в школьный откровенно примитивный расклад. В то время, как Сеня яростно сопротивлялся моим усилиям и увлекался военной техникой, которая не вписывалась в программу первого класса.

Если бы я с самого начала строила планы, следовала чьей-то программе и создавала образовательные маршруты, то, всё было бы иначе. Если бы я контролировала процесс, то в нём не было бы столько спонтанности и игры.

Смогло бы вместиться непредсказуемое в распланированный день? Смог бы гореть дальше интерес к тому, что не по программе, если бы моей ценностью была бы плановая учёба? Откуда взялись бы силы на то, чтобы заниматься любимым делом?

Я не считаю, что СО должно выглядеть у всех одинаково. И потому, инструкции для успешного СО - это скорее лечение симптомов. Не буду отрицать, что есть некие принципы, которые я увидела и применяю, но это точно не рецепт «просто добавь воды». Это может быть возможностью увидеть обучение детей иначе, нежели мы привыкли.

Меж тем Сеня читает мне книгу «Мы живём в эпоху Петра» и мешает писать этот текст. Агата читает Макару книжку про Фыфриков. И как будто само собой, но в то же время - нет.

Автор статьи: Александра Чернявская.