Смотреть этот фильм, всё равно, что читать классическое произведение из школьного курса, настолько чётко и выверено ведётся повествование в высоких сферах искусства. Впрочем, это немудрено, ведь картина маститого британского режиссёра и сценариста Эндрю Биркина является экранизацией одноимённой новеллы австрийского писателя Стефана Цвейга. Но, в отличие от других общепризнанных и вошедших в анналы работ, иногда кажущихся малопонятными, пресными и скучными, «Жгучая тайна» обладает увлекательной драматургией и эмоциональной глубиной характеров.
Создателей этого фильма следует поздравить за чуткость и умение грамотно преподнести весьма деликатную историю, написанную в ином социальном и историческом контексте, чем их собственный. Период между мировыми войнами, аристократический образ жизни, манера общения, иные ценности погружают в атмосферу безвозвратно ушедшего времени, необъяснимо притягательного и жгуче любопытного. Ограниченная в неожиданных поворотах линейная структура курортного романа выдерживает уровень напряжённой ситуации благодаря сложности внешних и внутренних конфликтов персонажей.
Поведенческие мотивы, личностные устремления и эмоциональный накал отношений юного Эдмунда, его матери и таинственного барона сплетаются в запутанный клубок тонкой игры чувств на самой грани. О фильме, подобном этому, можно размышлять, постоянно задаваясь вопросами, что могло подразумеваться в том или ином эпизоде, и даже о том, чего вовсе не имелось в виду. Например, из-за холодного обхождения может вполне возникнуть впечатление, что барон и миссис Такман на самом деле испытывали неразличимое отвращение друг к другу, даже когда стали любовниками.
Ещё один момент для различного толкования заключается в том, что же Эдмунд рассказал своему отцу? Обычно предполагают, что, хотя он и намеревался изобличить измену матери, в последнюю минуту отступил и скрыл её. Но в этом нельзя быть полностью уверенным. Все детали указывают на то, что дипломат Такман мудрый и мягкий человек, обладающий исключительной проницательностью в лабиринтах человеческого сердца, а Эдмунд – мальчик, который выражает чувства с трогательной прямотой и искренностью и презирает ложь.
Наконец, поведение барона по отношению к Эдмунду, после того как он развил такую блаженную дружбу с романтическими предложениями, было настолько бессердечным, что это не могло принести ровно никакой пользы одинокому мальчику. Ведь все лирические отступления затевались только ради очередного завоёванного женского сердца. Насколько лучше этот разочарованный жизнью и опустошённый войной циничный человек мог бы стать, если бы по-настоящему интересовался привязанностью Эдмунда, как это и казалось на первый взгляд.
А для невинного и пластичного ребёнка события в горном санатории послужили мощным катализатором для перехода от мира детства к подковёрным интригам взрослой жизни. Особенно символична в этом плане сцена в столовой, когда барон читает известное стихотворение Гёте «Лесной царь», в концовке которого смятенное дитя, тревожимое духом, умирает на руках отца. Поэтому фильм можно также интерпретировать как мучительную «смерть» детства, которая неизбежно должна произойти на пути становления из мальчика мужчины.
Понравилась статья? Тогда не поленитесь нажать на лайк. Желаете ознакомиться ещё с чем-то подобным? Тогда не забудьте подписаться на канал. Есть что самим сказать? Тогда смело пишите комментарии. Репост также всячески приветствуется.
Единственной надеждой Джека была мечта... Единственной надеждой Ника был Джек